Помощь «цифры»

  Павел Хибченко 10 лет назад был взят курс на цифровизацию. Фото: Алексей Кунилов В октябре 2009 года Правительство России утвердило план по переходу государственных услуг в «цифру».

  Павел Хибченко

10 лет назад был взят курс на цифровизацию. Фото: Алексей Кунилов

В октябре 2009 года Правительство России утвердило план по переходу государственных услуг в «цифру». С этого момента федеральные, региональные и муниципальные органы власти начали переводить свою работу с гражданами в онлайн-режим. Одним из таких инструментов стал портал Госуслуг, который почти за 10 лет заметно изменился. Сегодня в нём зарегистрировано 65 процентов жителей нашей области. Корреспондент «Облгазеты» протестировал сервис, чтобы разобраться, как этот ресурс способен упростить жизнь людей.

Было – стало

Через месяц после распоряжения Правительства Госуслуги начали работать в тестовом режиме, а уже 15 декабря состоялся полноценный запуск. Тогда же выявились первые проблемы: госуслуги заработали лишь у части пользователей – и то с трудом. И пускай в ту же полночь портал оживили, на следующий день он снова не мог пустить всех желающих. Все эти годы портал поступательно развивался. Например, если ещё пять лет назад, чтобы пройти регистрацию, нужно было прийти в офис Ростелекома, то сегодня учётку можно завести на сайте, указав паспорт, СНИЛС и прочие ИНН. Сегодня даже есть возможность подтвердить учётную запись с помощью приложений «Сбербанка», «Тинькофф Банка» и «Почта Банка».

С тех пор Госуслуги серьёзно преобразились: портал не только избавился от «детских болезней», работает стабильно, но уже как минимум два раза глобально изменил свой облик – в 2012 и в 2016 годах. В первом случае внешний вид сайта «причесали», сделав его удобнее, и добавили подборку самых популярных услуг среди пользователей. Большим масштабом порадовало второе обновление, тестировавшееся аж с 2014 года: на портале появились каталоги с поиском сервисов и различных ведомств, страница с оплатой и прочие элементы. Отметим, что развитием Госуслуг занимаются Минкомсвязи России и Ростелеком.

Штрафы ГИБДД можно оплатить на «Госуслугах», либо в другом месте, распечатав квитанцию. Фото: Алексей Кунилов

– Основная цель Единого портала государственных услуг – обеспечить удобное и доступное получение государственных и муниципальных услуг в цифровую эпоху из любой точки страны. Создание портала также значительно ускорило цифровизацию министерств и ведомств, что привело к созданию одной из лучших систем «цифрового государства» в мире, – пояснил «Облгазете» представитель регионального МФЦ Тимур Насибуллин .

Сейчас главное удобство портала заключается в том, что он работает в режиме «одного окна». Здесь можно навести справки о всех государственных и муниципальных услугах и о ведомствах, которые их предоставляют – где находится организация, когда туда обращаться. Но, как выяснил журналист «Облгазеты», протестировав сервис, не о всех структурах информация предоставлена в полном объёме. У одних, например, у Министерства цифрового развития, есть всё, включая профили в соцсетях. У других, как у Роскомнадзора, нет даже контактного номера телефона.

В одном месте собрана не только справочная информация, но и услуги, которыми человек может воспользоваться в электронном виде. Госуслуги позволяют подать заявления в ЗАГС или на оформление паспорта, записать ребёнка в детский сад или на приём ко врачу. Но пока не весь перечень работает идеально. Например, в Свердловской области через портал нельзя вызвать врача на дом.

Плюсы и минусы

Госуслуги – это и «единый почтовый ящик», куда приходят письма от всех ведомств. Разумеется, он быстрее и надёжнее настоящего: извещение не только не затеряется, оно мгновенно прилетит адресату. Что ещё важнее, в отличие от бумажной, цифровую весточку нельзя не заметить, особенно с приложением для телефона. Пока автор работал над материалом, мобильные Госуслуги предупредили его об устаревшем паспорте и не уплаченных пени.

Часто бывает, что человек не понимает, куда обращаться в той или иной ситуации. В этом случае Госуслуги помогут прояснить ситуацию: ответ можно получить в разделе самых частых вопросов или в ходе онлайн-консультации. Достаточно написать в чат техподдержки, и уже через 10 минут вы получите ответ. По личному опыту заверим, что сотрудники отвечают вежливо и подробно. Если же вопрос не в их компетенции, они подскажут, куда обратиться и дадут ссылку на нужный сайт.

Чаще всего портал не освобождает от походов по инстанциям, а попросту сокращает их количество. Так, оформляя загранпаспорт нового образца, нельзя просто прийти в УФМС и забрать готовый. Сперва всё-таки придётся занести в МВД оригиналы электронных документов. Зато Госуслуги дают возможность оплатить госпошлину онлайн и лишний раз не ходить в банк.

Портал мотивирует пользоваться им не только из экономии времени, но и денег. Не зря на Госуслугах действует скидка 30 процентов на оплату пошлин при подаче заявлений в электронном виде. Аттракцион щедрости продлится до января 2021 года (подробнее о самых востребованных сервисах и экономии мы рассказали в таблице).

На сайте можно воспользоваться на только скидкой, но и другими бонусами, гарантированными законом. Например, если автовладелец оплатит штраф ГИБДД за 20 дней, то с него возьмут лишь половину суммы. Разумеется, проще уложиться в срок, если извещение и оплата пройдут онлайн: в любое время, в любом месте. А не ждать письма из ГАИ, после чего идти в отделение.

К слову об оплате: Госуслуги позволяют воспользоваться всеми распространёнными способами оплаты – с помощью банковских карточек, номера мобильного телефона, электронных кошельков (например, Webmoney и QIWI).

Перспективы

С 2020 года Госуслуги планируют запустить новые сервисы, которые колоссально упрощают некоторые процессы. Например, «Правосудие онлайн» автоматически скажет, в какой суд нужно подать документы, разошлёт их всем участникам процесса в «цифре» и даст доступ ко всем материалам дела по сети (эти функции появятся с 2022 года). Кроме того, в 2024 году на сервисе появится интерактивный помощник, который объяснит, как составить требование по иску, и вам позволят участвовать в суде удалённо.

Помимо «Правосудия онлайн», планируются аналогичные суперсервисы для оформления пенсии, подачи заявлений в правоохранительные органы, обжалования штрафов и при утрате близкого человека.

ТОП-5 популярных услуг

На октябрь 2019 года в Госуслугах зарегистрировались 2,8 млн свердловчан. Год назад их было только 2,2 млн. Об этом «Облгазете» рассказали в Ростелекоме. По данным компании, самыми популярными услугами в Свердловской области в текущем году стали:

1.Зачисление в образовательное учреждение (запись в школу);

2.Предоставление путёвок для летнего отдыха и оздоровления детей в лагерях с дневным пребыванием, санаториях и санаторно-оздоровительных лагерях круглогодичного действия, в загородных стационарных оздоровительных лагерях;

3.Получение информации о состоянии индивидуального лицевого счета (ПФ);

4.Приём заявок (запись) на приём к врачу;

5.Единая запись на приём в подразделения МВД РФ.

Опубликовано в №189 от 16.10.2019 

Последние новости

Подготовка к зиме в Свердловской области

Губернатор представил стратегию для обеспечения комфортной зимы.

Увеличение выплат для детей-сирот в Свердловской области

Правительство региона принимает меры для улучшения условий жизни детей, оставшихся без родителей.

Екатеринбург приступает к решению проблемы с наводнениями

Власти города выделили 288 миллионов рублей на устранение причин затопления.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Магадане

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *