30.10.2023

В России дефицит бензина. Восемь версий нехватки топлива

Единого мнения, почему в более 10 регионах страны пропало топливо, нет. Эксперты называют несколько причин: нефтяное эмбарго Евросоюза, проблемы с логистикой, ремонт нефтеперерабатывающего завода,


Единого мнения, почему в более 10 регионах страны пропало топливо, нет. Эксперты называют несколько причин: нефтяное эмбарго Евросоюза, проблемы с логистикой, ремонт нефтеперерабатывающего завода, серый экспорт и неразбериха на рынке.

Что произошло
С конца лета в регионах России начал пропадать бензин. В августе о нехватке топлива заявили Астраханская, Саратовская, Рязанская, Новосибирская, Волгоградская области, республики Крым и Калмыкия.

В августе проблему подтвердили в Самарской и Ростовской областях и в Хабаровском крае. В сентябре жители Красноярска рассказали, что как минимум на четырех станциях «Газпромнефти» нельзя заправить машину.

В начале октября о проблеме сообщили в Алтайском крае. Из-за нехватки топлива очереди на заправках начали скапливаться в Барнауле.

В том же месяце о перебоях на заправках «Лукойла» сообщили в Екатеринбурге , Перми и Челябинске.

Одновременно с этим в России продолжают расти цены на бензин. Стоимость топлива вдвое обогнала инфляцию.

Почему из регионов пропал бензин
Единого мнения по этому поводу нет. Руководитель свердловского управления Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Шалабодов рассказал, что дефицит марок АИ-92, АИ-95, АИ-100 и дизельного топлива в Свердловской области связан с тем, «как его продают на автозаправках и периодичностью поставок».

Представитель общественного совета в Уральском федеральном округе по развитию рынка такси Владимир Герасименко рассказал URA.RU, что возможной причиной нехватки топлива могли стать проблемы с логистикой.

В Краснодарском крае в резком спросе и недостаточном объеме топлива обвинили туристов. В компании «Лукойл-Югнефтепродукт» корреспонденту ngs.ru говорили следующее: слишком много поездов едут к морю, и из-за них срываются сроки поставки топлива. В Минэнерго заявили то же самое.

В Российских железных дорогах ТАСС уточнили, что планы погрузки заранее согласовывают с грузоотправителями. От роста объемов пассажирских перевозок «поставки топлива по железной дороге в южные регионы не зависят».

Заместитель директора компаний «ГЭЙНФУЛ» Анастасия Бунина называла еще одну проблему — неразбериха на рынке.

«Вертикально интегрированные компании шибко не поднимали цены, но биржа значительно поднялась. Независимые станции не могут купить топливо нигде, кроме как на бирже», — рассказывала Анастасия Бунина порталу ngs.ru.

В Калмыкии официально объявили, что у них проблема связана с ремонтом нефтеперерабатывающего завода, и обратились в Федеральную антимонопольную службу с просьбой не допустить роста цен.

Также в списке — серый экспорт. Зампредседателя правительства Александр Новак говорил, что в ближайшее время утвердят список компаний, которым разрешат вывоз нефтепродуктов из страны, а перекрытие нелегальных маршрутов увеличит предложение на внутреннем рынке.

Эксперты называют и еще одну причину — введение нефтяного эмбарго Евросоюза и потолок цен от стран «Большой семерки» 5 февраля 2023 года.

Именно с этого момента биржевые цены на нефть в России начали резко расти.

Следующий момент — объявление Минфина о пересмотре демпферного механизма в сторону снижения компенсаций в два раза.

«Демпфер, по сути дела, идет в маржу нефтепереработчиков. Маржа переработчиков сегодня 8 тысяч рублей на тонну, раньше была меньше 2 тысяч за тонну. Если посмотреть, откуда она берется — за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — говорил на одном из совещаний министр финансов Антон Силуанов.

Это могло принести государству до 30 млрд рублей в месяц. Эксперты сразу заявили, что такие меры приведут к резкому росту сначала оптовых, а потом и розничных цен.

В конце июня поставки бензина на внутренний рынок упали на 6,5%. Ужесточение правил вывоза топлива не сработало, а экспорт, в том числе серый (продажа за рубеж купленного для внутреннего рынка топлива), продолжил расти.

Реакция правительства
21 сентября в России ограничили экспорт бензина и дизельного топлива. После этого АИ-92 и АИ-95 подешевели на 4% и 6%. Через пять дней оптовые цены на бензин и дизель вновь выросли. Стоимость топлива АИ-92 составила 56 595 рублей за тонну (рост на 2,06%). Бензин АИ-95 подорожал до 58 846 рублей за тонну (1,27%).

27 сентября Владимир Путин сказал, что правительство вовремя не среагировало на ситуацию.

«Цены растут, значит, компании хотят получить по максимуму прибыль, отправляя на экспорт. Все понятно, они свою работу выполняют, а мы с вами, правительством должны другую делать работу. Впервые 21-го числа ввели запрет на экспорт бензина и дизеля. Вроде как снижение наблюдается на бирже, да? А вот за вчерашний день в рознице литр бензина АИ-92 (стоил) 51,6 рублей. До 21 было 49,7, то есть цена-то растет в рознице. Меры приняты, а цены растут», — произнес он.

В тот же день замглавы правительства Александр Новак сообщил о планах повысить заградительные пошлины на нефтепродукты с 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей за тонну для перекупщиков.

Члены правительства решили закрыть портовые приграничные базисы для вывоза бензина и дизельного топлива. Хранящиеся запасы из портов направят на внутренний рынок.

Представители Минэнерго и Минфин предложили ввести заградительную пошлину 250 долларов за тонну. Нефтяники, поставляющие бензин на внутренний рынок, получат компенсацию этой пошлины через обратный акциз на нефть.

29 сентября в Федеральной антимонопольной службе сообщили, что в России возбуждены первые дела по факту продажи топлива по завышенным ценам. В материалах фигурируют четыре фирмы — две из Ставропольского края и по одной из Белгородской и Ростовской областей.

Источник: 66.ru

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *