16.03.2024

Кому в России повысят налоги

Рассказываем, что известно о «справедливом налогообложении», которое анонсировал Путин.

Рассказываем, что известно о «справедливом налогообложении», которое анонсировал Путин.

В последние дни перед выборами президента россияне активно обсуждали вероятное (максимально вероятное) повышение налогов. Власти обложили подготовку к этому маневру максимально мягкими и привлекательными формулировками. Путин в послании Федеральному собранию рассказал о грядущем переходе к «справедливому налогообложению».

Он объяснил, что «модернизация» фискальной системы нужна, чтобы «обеспечивать необходимые ресурсы для выполнения общенациональных задач и региональных программ, сокращать неравенство как в целом в обществе, так и в развитии разных регионов».

Что конкретно хотят сделать?

Хотят изменить шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и ставку налога на прибыль (он взимается с организаций). Эта история началась, конечно, не с президентского поручения правительству, озвученного в послании. Минфин готовился к изменениям давно, хотя в этом не признавался. А депутаты Госдумы — те вообще регулярно вносят свои эффектные законопроекты из разряда «кто больше денег отберет у богачей». Forbes пишет, что с 2005 года таких инициатив было около двадцати, правда, все они отклонялись.

В основу же реальной реформы должна лечь разработка Минфина, вернее, один из «массы разных вариантов» таких разработок. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к Кабмину. Изменения, которые станут поправками в Налоговый кодекс, собеседник издания делит на три группы:

работа с системой НДФЛ, в частности речь идет о введении дополнительных ставок в прогрессивную шкалу подоходного налога; повышение налога на прибыль; налоговые льготы: для граждан с более низкими доходами и для предприятий, осуществляющих капиталовложения.

Поправки могут вступить в действие после выборов, уже этой весной.

  Просто скажите, меня затронет повышение налогов?

Да, если ваша зарплата «грязными», то есть до вычета НДФЛ, более 83 тысяч рублей в месяц, то есть доход равняется миллиону в год — 83000 х 12 месяцев (в России таких 14%, по данным Росстата). Большинство граждан повышение налогов не затронет в силу их невысоких доходов. Forbes пишет со ссылкой на мнение руководителя департамента налогово-юридических услуг Kept Михаила Орлова, что именно по этой причине нововведение «будет очень положительно воспринято абсолютным большинством избирателей». Однако Орлов признает, что «для бизнеса это еще один «черный лебедь»» и «пример нестабильности налогообложения в стране, мешающей принимать долгосрочные бизнес-решения».

Сейчас в РФ налогообложение доходов граждан такое: 13% платят все, чьи доходы меньше пяти миллионов в год. У кого пять миллионов и больше — платят 15% налога. Единая ставка налога на прибыль компаний — 20% (может быть и ниже для некоторых видов бизнеса).

  Бедным дадут субсидии, богатых заставят делиться?

Заявлено именно так — прогрессивная, справедливая система налогообложения. Звучит здорово, но о конкретных параметрах системы известно пока мало. По сути, лишь то, что россияне с «высокими корпоративными и личными доходами» станут платить больше, а для малообеспеченных семей нагрузка может снизиться. Так сказал Путин. Особой конкретики — цифр, процентов — он не озвучил, а наметки — вот они.

Предполагается, что повышение налогов принесет в казну 2,4-2,5 трлн рублей.

Налоговую нагрузку на малообеспеченные семьи хотят снизить, в частности, за счет повышения налоговых вычетов. Для упомянутых выше россиян с доходом более одного миллиона рублей в год НДФЛ собираются повысить до 15%. А если доход больше пяти миллионов в год — до 20%. Налог на прибыль думают поднять до 25%.

Так это же справедливо!

Да вот не совсем. Будут ли поспевать налоговые вычеты для многодетных семей за растущей инфляцией — большой вопрос, с доходами от НДФЛ тоже как-то все зыбко. Эти деньги идут в региональные бюджеты. Кто у нас самый богатый? Москва и регионы с развитой, как говорят экономисты, нефтянкой. Именно там живут граждане и работают компании, которым предстоит платить больше налогов.

То есть после реформы богатые регионы станут еще богаче, а бедные в лучшем случае останутся там, где были. Или окажутся даже беднее — ведь именно в них живут малообеспеченные граждане, чье налоговое бремя снизят. Наверное, настоящей справедливости тут добиться можно, но для этого придется перестроить систему распределения налогов между регионами. А этого, кажется, (пока) делать не собираются.

Некоторые аналитики предупреждают о том, что состоятельные россияне, которых коснется повышение налогов, станут уклоняться от их уплаты. Уже сегодня, по результатам опроса Аналитического центра «Консоль», неофициальную зарплату готовы получать 45% россиян. Возможно, их число увеличится.

Кстати, прогрессивную шкалу «по полной программе» Российская Федерация уже проходила. В 1990-е годы (период острейшего кризиса налоговых неплатежей и криминализации доходов) минимальная ставка НДФЛ была 12%, а максимальная аж 35%. После введения в 2001 году общего 13-процентного подоходного налога сборы в бюджет выросли на 70% уже в первом квартале. Плоская шкала НДФЛ продержалась в стране с 2001 по 2021 год. А с 2021-го в системе снова появился элемент прогрессии: доход от пяти миллионов стали облагать по ставке 15%.

А что говорят умные люди?

Мнения аналитиков разделились. Одни считают, что произойдет сокращение деловой активности. Состоятельные россияне — экономически активная часть населения, от их деятельности зависит развитие регионов, да и страны, чего уж. Повышение налогов кого-то из них может заставить задуматься об эмиграции, кого-то — отказаться от ведения бизнеса. Другие эксперты, напротив, акцентируют внимание на вероятном притоке инвестиций, правда, в краткосрочной перспективе.

«Владельцы компаний могут предпочесть не выплачивать себе дивиденды, чтобы не платить с них повышенную налоговую ставку, а реинвестировать в развитие бизнеса», — объясняют «Ведомости» позицию начальника управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никиты Кулагина.

Третьи, как экономист, автор Telegram-канала True Value Виктор Тунев, считают, что реформа не скажется на состоянии экономики, хотя, возможно, слегка сдержит инфляцию, «так как изъятие сверхдоходов в бюджет через прогрессию снижает совокупный спрос».

Есть и альтернативная точка зрения, ее придерживаются независимые эксперты. На ближайший год бюджет России сверстан с дефицитом (планируемый разрыв — 1,6 трлн рублей). В частности, значительно выросли расходные статьи, связанные с обороной и безопасностью, они занимают почти 40% бюджета 2024 года.

Путин перед выборами в своем послании Федеральному собранию озвучил новые проекты, пообещал модернизировать систему ЖКХ, продлить программу маткапитала, поднять в два раза сумму налоговых вычетов за рождение второго и последующих детей, продлить льготную ипотеку для семей, построить школы, увеличить зарплаты учителям и т.д. и т.п. Эксперты РИА «Новости» подсчитали, что все анонсированные народу предвыборные «плюшки» выльются в 17 триллионов рублей расходов — до 2030 года. По прикидкам других экспертов траты составят от 7,5 триллиона. То есть если исходить из самых скромных подсчетов — это в год не менее 1,2 триллиона допрасходов. При дефицитном бюджете. Откуда брать деньги?

За два года СВО Россия потратила половину ликвидных активов Фонда национального благосостояния, урезала на 10% незащищенные статьи бюджета, но экономия оказалась незначительной. Независимые аналитики предполагают, что, возможно, налоговая реформа оказалась нужна не столько для «справедливого распределения налогового бремени», сколько для срочного решения текущих бюджетных проблем. Такой способ залатать дыру в раздутой казне.

Администрация сайта

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *