Марк Захаров. Неправда, что незаменимых нет.
Евгений Ячменёв Фото: lenkom.ru Сегодня в Москве простятся с Марком Захаровым , без малого полвека возглавлявшим один из самых популярных российских театров.
Фото: lenkom.ru
Сегодня в Москве простятся с Марком Захаровым , без малого полвека возглавлявшим один из самых популярных российских театров. Режиссёр ушёл из жизни в субботу, не дожив двух недель до 86-летия.
Существует расхожее мнение, что искусство (любое и театральное в том числе) бывает либо массовым, либо элитарным. И между собой эти пространства не то что не пересекаются, а отталкиваются как разноимённые полюса. В театре «Ленком» (бывшем – имени Ленинского комсомола) спектакли снимали с репертуара даже не потому, что зал пустел. Он по-прежнему оставался полон, но в кассах уже не было привычного ажиотажа.
Кроме того, если задаться целью составить список лучших отечественных фильмов, то там с большой долей вероятности окажутся шесть из семи картин, снятых Марком Захаровым. «Формула любви», «12 стульев», «Обыкновенное чудо» разошлись на цитаты, а это высшая степень признания.
Фигур такого масштаба, как Захаров, почти не осталось. Он был из того же ряда титанов отечественного театра, что и Георгий Товстоногов в БДТ, Валентин Плучек в Театре сатиры, Галина Волчек в «Современнике», Олег Ефремов во МХАТе, Андрей Гончаров в Театре имени Маяковского. При этом Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Олег Табаков и ныне здравствующий Александр Ширвиндт при всём к ним уважении – это всё-таки блистательные актёры, волей судьбы оказавшиеся на административной работе.
У Захарова получилось немного иначе. Благодаря случаю посредственный актёр провинциального пермского театра занялся режиссурой в самодеятельном коллективе. И скоро стал одним из самых ярких новаторов отечественного театра. Рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» для 70-х-80-х годов прошлого века были невероятным вызовом традиции. И популярнейший в своё время спектакль Театра сатиры «Проснись и пой» – это тоже Марк Захаров. При этом его новаторство всегда оставалось в рамках приличий, что для нынешних экспериментаторов высота недоступная.
В его распоряжении была россыпь блистательных актёров – Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов, Инна Чурикова . Любой из них мог бы стать тем, на ком держится весь репертуар. Но Захаров каждому из них находил именно его место на сцене. А это тоже умение, которое не каждому дано.
Да, он работал с первоклассным материалом, но и преобразовывал его так, что тот сверкал ещё ярче. Небольшой, но наглядный пример такого виртуозного режиссёрского вмешательства: «Не выпьете ли со мной рюмки?» – спрашивает в легендарной ленкомовской «Поминальной молитве» Лейзер-Вольф у молочника Тевье. «Не хочу!», – хмуро отвечает Тевье в исполнении Евгения Леонова и после паузы добавляет: «Огорчать вас отказом». Но в тексте пьесы Григория Горина этой паузы нет, а она превращает обычную вроде бы реплику в событие.
Захаров пережил с «Ленкомом» и звёздные минуты, и трагическую потерю практически всех своих ведущих актёров. Такие удары судьбы могли сломать кого угодно, только не Марка Захарова. И режиссёр снова ставил «Юнону и Авось» и «Шута Балакирева» уже с новым актёрским составом.
Теперь «Ленком» остался и без многолетнего рулевого. И неправда, что незаменимых нет.
Опубликовано в №178 от 01.10.2019Последние новости
Молодежь Свердловской области участвует в новом проекте
Избирательная комиссия запускает инициативу для вовлечения молодежи в выборный процесс.
Компенсация морального вреда работнице после несчастного случая в Екатеринбурге
Прокуратура добивается справедливости для пострадавшей на рабочем месте.
Ответственность владельцев оружия в Свердловской области
Власти напоминают о необходимости немедленно сообщать о потерях и передаче оружия.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией