Настройка с ноты «Любовь»
Глядя на семейную пару краснотурьинских настройщиков музыкальных инструментов Елену Боярских и Владимира Безродного, лишний раз убеждаешься, что своих будущих служителей музы целуют в лоб при рождении и сводят вместе,
Глядя на семейную пару краснотурьинских настройщиков музыкальных инструментов Елену Боярских и Владимира Безродного, лишний раз убеждаешься, что своих будущих служителей музы целуют в лоб при рождении и сводят вместе, даря покровительство на всю жизнь. А мы — зрители, ученики, просто радуемся тому, что благодаря их абсолютному слуху и чутким рукам слышим музыку…
Им не аплодируют на концертах, но в каждом хлопке ладоней, каждом крике «браво» есть доля восхищения мастерством настройщика, ведь даже самое виртуозное исполнение может быть сведено на нет мелким дефектом инструмента или диссонансом ладов. За успехом пианиста стоит кропотливый труд настройщика – это, безусловно.
Мое знакомство с Еленой Михайловной и Владимиром Митрофановичем началось с уже известного многим Беккера – «господина» в черном, не помутневшем от времени лаке, «проживающего» нынче в выставочном зале городского краеведческого музея.
Захотелось познакомиться поближе с теми, кто подарил роялю вторую жизнь. И знакомство состоялось. Где? Конечно же, в школе! В музыкальной школе №1 — учебном заведении с богатой историей побед и достижений, выпустившим в большую жизнь немалое количество профессиональных и успешных музыкантов.
Вы спросите, почему именно музыкальная школа? Потому, что вся жизнь Елены Боярских, начиная с 1975 года, неразрывно с ней связана. Здесь она училась игре на фортепиано, отсюда шагнула в аудитории Краснотурьинского музыкального училища.
— Я в детстве очень хотела научиться играть на скрипке. Но в нашем поселке в «музыкалке» не было скрипки. Взялась за аккордеон, да он оказался выше меня ростом, тогда директор предложил пойти на фортепиано. Наверно, это судьба меня вела… — говорит Елена Михайловна.
Разговор по душам с … роялем
Музыкальное училище, самый большой курс 25 человек и класс фортепиано замечательного педагога Ляшенко Эллы Давыдовны. Здесь и приключилась у Елены Боярских любовь на всю жизнь — не личное женское счастье, а профессиональное. Их курс был первым, который стал посещать факультативные занятия по ремонту и настройке музыкальных инструментов, которые вела Светлана Михайловна Хаткевич. Как- то так получилось, что уже во время учебы юная студентка стала помогать педагогу. Приезжавший в училище профессор Свердловской консерватории Исаак Зетель удивлялся – это мужская профессия, почему в Краснотурьинске все настройщики женщины?..
— Может потому, что мы любим каждый инструмент? – улыбается Елена Михайловна. – Я с ними, например, разговариваю, как с людьми, по душам. Они меня слышат и благодарно идут навстречу. И как люди стареют, и требуют лечения, порой кардинального, такой капитальный ремонт организма. Вот, Беккер в выставочном зале, какой молодец! Играет не хуже молодого, звук полный, сочный. Умничка! Кстати, этот рояль – итог, квинтэссенция нашей с Владимиром работы. Оживить инструмент предложила Ольга Николаевна (Тукмакова, прим. авт.) Мы посмотрели, стало интересно. Настроили, проверили, как отреагировал на наше вмешательство в личное пространство. Инструменты еще и капризные, как малые дети. Пришлось колки менять, а это порядка 60-ти штук, только на среднем регистре — 30. Начали в декабре 2020-го. Сделаем – посмотрим, как себя ведет рояль, продолжим дальше– снова посмотрим. И вот первый концерт в начале октября 2022 года. Рояль выдержал его с честью. На очереди второй рояль, он стоит в музее и, еще старше Беккера, посмотрим, что получится.
Сумка настройщика – 10 кг!
Мы беседуем в рабочем кабинете настройщиков. Здесь хватает места только для стола и трех стульев, все остальное занято запчастями. На стенах висят струны: от толстенных басовых, до тонких дискантовых. Стоит механика – рояльная, фортепианные механизмы с молоточками и демпферами от постаревших «Уралов», «Элегий», «Риги»…
Такие инструменты давно уже не выпускают, да и предприятий таких уже нет, но в музыкальной школе №1 вовсю играют и те, и другие и третьи. Большой рояль в концертном зале – знаменитая «Эстония». Вполне себе работоспособный инструмент.
Конечно же, в мастерской множество рабочих инструментов. Скромненько, на небольшом столике у дверей стоит сумка настройщика, вернее, настройщицы – дамская, только большая. Мне предложили, я ее подняла – перекосилась на один бок. Тяжела ноша, килограммов десять будет. Основная тяжесть – ключи: рояльные, динамометрические, фортепианные. Когда у настройщицы появился помощник – Владимир, и первый раз взял в руки ее рабочий баул, он, по словам Елены Михайловны, также как и я, сейчас, очень сильно удивился – неужели она сама все это носит?!
— Сейчас вся тяжелая работа – на Володе, — улыбается моя собеседница. К нам в училище раньше приезжал очень известный настройщик из Екатеринбурга — Виталий Иванович Баталов, он мне всегда говорил – бросай педагогику, занимайся только настройкой. Выгодное дело, востребованное. Дрель купи, а я смеялась — дрель куплю, совсем женщину в себе убью. Но судьба подарила мне спутника, верного друга, коллегу, хотя по специальности Владимир – электромеханик.
Полное созвучие
Владимир Митрофанович сидит рядом. На этих словах супруги он улыбается и разводит руками – сам, мол, не ожидал. И ведь действительно, не ожидал, даже не думал, что станет настройщиком, хотя, по словам жены, слух у него хороший. Верить ей можно, у нее самой слух абсолютный.
— Я, конечно, не чужд был музыке. В мои молодые годы гитары звучали в каждом дворе. У друга у отца на стене гитара висела. Вот и я освоил. Раньше, в основном, рок слушал, сейчас, с удовольствием, классику. Особенно, когда хочется покоя, — продолжает наш разговор Владимир Митрофанович. — А вот что такое настройка и с чем ее едят… Раньше считал, что купили пианино, поставили и сели играть. Оказалось, что не все так просто. Но я же механик, а в каждом музыкальном инструменте есть механическая часть, все эти клавиши, молоточки, которые складываются в единый механизм. У фортепиано, например, более 80-ти клавиш, игра на которых заставляет звучать более 200 струн. Законы-то одни и для ремонта механической части очень помогают технические знания.
— Однажды у нас в концертном зале на рояле стала западать клавиша. Попросила Володю посмотреть. Он постучал по одной рядом с западавшей, по второй — с другой стороны, подрегулировал, покрутил и заиграла клавиша! А колки заменить? Басовые струны толстенные, их надо снять так, чтобы не повредить, потом три раза повернуть по часовой стрелке, чтобы струна зазвучала. В общем, теперь всю мужскую работу в нашей профессии делает Владимир, но под моим чутким руководством (лукаво смотрит на мужа). Работает он настройщиком в музыкальной школе в Серове с 2014 года. Иногда я не могу ему объяснить, что нужно сделать, как-то жестами показываю, он внимательно смотрит и делает именно то, что нужно. Такой у нас консонанс, полное созвучие. Наверно нас судьба свела, по гороскопу мы — два тигра, юбилейный год – обоим исполняется 60 лет, и 19 лет живем вместе. Мне кажется, что мы рядом всю жизнь. Некоторые говорят, что устают и надо бы отдыхать друг от друга, а я не понимаю как это? Нам вместе не скучно. Мне жизненно необходимо слышать его рядом, такая у нас общая настройка, — Елена Михайловна улыбается и тепло смотрит на супруга.
И начинается урок…
И если семейная настройка у дуэта профессионалов начинается с ноты «любовь», то настройка музыкальных инструментов — с ноты «ля». Впрочем, обе эти ноты созвучны. В концертном зале музыкальной школы мне это священное действо над роялями продемонстрировали. Елена Михайловна стоит за одним инструментом, Владимир Митрофанович сидит за другим и начинается перекличка звуков, итогом которой и является настройка.
— Я же педагог, пианист, кончики пальцев очень развиты, звук чувствую руками, объясняет Елена Михайловна, а кисть, между тем, порхает от октавы к октаве.
После концертного зала мы идем в класс, сегодня на урок к Елене Михайловне вновь придут ее ученики. Сколько их уже выпущено в жизнь! Свидетельства мастерства педагога – три сольных концерта выпускников. Бывшая ученица — Анастасия Мясина учится на пятом курсе консерватории в Екатеринбурге. А пока за инструмент садится юная пианистка, и кто знает, может будущая звезда, королева роялей и фортепиано Настенька Белоусова. Девочка пока еще робко кладет руки на клавиши, педагог начинает урок. И я уже знаю, что звук фортепиано будет чист и глубок, потому что душа инструмента находится под опекой уникальной четы настройщиков Владимира Безродного и Елены Боярских.
Светлана Рудковская.
Фото автора.
Чета настройщиков — Елена Боярских и Владимир Безродный Владимир Митрофанович признается: «Даже не думал, что стану настройщиком…» Елена Михайловна проводит занятие с юной пианисткой Настей Белоусовой
Последние новости
Обновление женской консультации в Красноуфимске
В рамках проекта «Бережливая поликлиника» улучшены условия для будущих мам и медперсонала.
Новые инициативы по улучшению качества жизни в городе
Власти представили план по модернизации городской инфраструктуры.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили планы по модернизации общественного транспорта.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку