Смелый водоворот

Нашим гидом по музею стала научный сотрудник научно-просветительского отдела ЕМИИ Татьяна Помазуева.

Нашим гидом по музею стала научный сотрудник научно-просветительского отдела ЕМИИ Татьяна Помазуева. По словам Татьяны Николаевны, увидеть экспонаты культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал» будет интересно каждому.
 
Технологичный

До начала работы центра – 10 минут. У входа в пристрой, открытый ровно год назад в июле 2021-го, первые посетители. А новый пристрой – не просто дополнительные 1 700 квадратных метров для музея. Это, по словам экскурсовода, современнейшая инфраструктура: 

– Благодаря пристрою у нас появились эскалаторы, лифт и возможность проведения инклюзивных экскурсий для людей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку среда стала доступней. Есть кафе, где посетители после просмотра экспозиции могут обменяться впечатлениями, отправить фотографии близким. И еще появилось пространство для мастер-классов, которое сейчас мы активно используем.
Смелый

С основным вековым зданием (1912 год, архитектор Бабыкин), возведенным в стиле рационального модерна, «юный» пристрой объединен-связан цветом и фактурой. Но главное, что здесь выделяется, его конструктивное решение: 

– Этот острый угол – он словно водоворот! Вот идет по улице людской поток. И его сюда как будто начинает засасывать. Очень удачно.

– Иными словами, Татьяна Николаевна, очень кратко как бы вы охарактеризовали пристрой?

– Это строго и смело!
Живой

Ежедневно в этот строгий и смелый «водоворот» «засасывает» сотни посетителей. Затянуло и нас. Возможностью окунуться в вечность (любой музей по определению – это апелляция к вечности, точнее, к истории культуры человеческой цивилизации). И послушать талантливого гида, излагающего самые сложные вещи в самой простой форме: 

– Сейчас идет выставка русского авангарда 10-20 годов прошлого века. И у меня бывает по 3-4 экскурсии в день. Это много. Но грех отказывать. Розы пахнут, когда их нюхают! Картины живут, когда на них смотрят.
Оригинальный

В постоянной экспозиции центра «Эрмитаж-Урал» – восемь залов: от античного искусства до искусства рубежа XIX и XX веков. Одна из любимых экспозиций у Татьяны Помазуевой посвящена европейской культуре и живописи средневековья. И рядом с двумя произведениями голос нашей собеседницы замирает: 

– Это Якоб Йорданс. Звезда первой величины. Считайте, коронованный первый художник Антверпена! И он пишет невероятно живо античный миф «Мелеагр и Аталанта». Но у этой картины интереснейшая история. Это дар Эрмитажа. И эрмитажные сотрудники считали, что они передают копию. Но когда в 2013 году ее стали готовить к выставке, то обнаружили то, чего не было видно ранее, – подпись, сделанную рукой мастера.

Малый

Вот так по едва заметным штрихам на полотнах, по интригам, скрытым от глаз в глубинах веков, вселенная ­«Эрмитаж- Урал» раскрывала нам свои тайны. А Татьяна Помазуева признавалась в своих любимых уголках центра: 

– Мне, например, очень нравится картина Франца Франкена Младшего «Притча о богаче и бедном Лазаре» (на снимке). Это тот случай, когда мал золотник да дорог! Не эпизод, а вся притча изложена художником в одной картине. Здесь все дышит. Медный котел написан так, что хочется его потрогать. Как и серебряная посуда, стекло, золотое шитье, т. е. просто изумительно.

– И если описать двумя словами эту притчу, изображенную Франкеном, что приходит на ум?

– Волнующая простота.

Незримый

Как средневековые художники, создавая картины, обращались к Господу, к небу, к высоте, так и мы по ходу экскурсии поднимались все выше и выше по ступеням музея. И попав в мезонин «Эрмитаж-Урал», неожиданно очутились … в железнодорожном вагоне: 

– Это неслучайно. Потому что история Государственного Эрмитажа военных лет – это, прежде всего, история эвакуации и реэвакуации. Поэтому главное действующее лицо в мезонине – это ящик. Из толстых досок. С особым креплением, которое называется гребенка. С упаковочным материалом, соответствующим характеру экспонатов. Например, для мраморной скульптуры – это стружка (достает и показывает).
 
Кстати, в первом эшелоне из блокадного Ленинграда в Свердловск таких ящиков было 1 118. А всего в Свердловске в годы войны находилось 1 миллион 200 тысяч экспонатов.

– В общем, Татьяна Николаевна, «водоворот», в который нас затянуло, получается очень серьезный и глубокий. И как бы вы напоследок по традиции описали двумя словами мезонин как самую высокую точку центра «Эрмитаж-Урал»?

– Просто. Незримый подвиг.

– А значит, серовчанин, который приедет сюда, обязательно должен подняться в мезонин и это увидеть?

– Да, обязательно стоит посмотреть нашу мемориальную экспозицию. Мы ей очень дорожим. И не зря называемся «Эрмитаж-Урал». Поскольку именно в этом здании в годы войны размещалась экспозиция на 500 тысяч единиц хранения из Государственного Эрмитажа. Это та самая история о подвиге, о котором Ольга Берггольц говорила:

«Мы с тобою танков не взрывали.
Мы в чаду обыденных забот
Безымянные высоты брали.
Нет на карте этаких высот!».
Справка
Культурно-просветительский центр «Эрмитаж-Урал» располагается в центре Екатеринбурга – на ул. Вайнера, 11. О режиме работы, экспозициях и интересных мероприятиях можно узнать на сайте центра i-z-o.art и на его страничках в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». Сергей Механошин

Последние новости

Обновление женской консультации в Красноуфимске

В рамках проекта «Бережливая поликлиника» улучшены условия для будущих мам и медперсонала.

Новые инициативы по улучшению качества жизни в городе

Власти представили план по модернизации городской инфраструктуры.

Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры

Городские власти представили планы по модернизации общественного транспорта.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру в Анжеро-Судженске

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *