Инклюзивное образование остается в центре внимания ученых, педагогов и общественных организаций

 Самой многочисленной из секций августовского педагогического совещания 27 августа стала секция «Инклюзивное образование — пространство равных возможностей».

  Самой многочисленной из  секций августовского педагогического совещания 27  августа стала секция «Инклюзивное образование  — пространство равных возможностей». На  нее зарегистрировались более 200  человек. В  работе секции приняли участие педагоги-дефектологи, специальные психологи, представители некоммерческих организаций и  родительской общественности, преподаватели вузов. Уральский государственный педагогический университет был представлен сразу двумя институтами  — институтом специального образования и  институтом педагогики и  психологии детства в  лице кафедры педагогики .

Секцию открыла Светлана Блаженкова , начальник отдела образования детей с  особыми образовательными потребностями министерства образования и  молодежной политики Свердловской области: 

—  Те  технологии, которые мы  будем обсуждать на  нашей секции, становятся сегодня основой психолого-педагогического сопровождения. Ваш опыт становится востребованным не  только в  школах, реализующих адаптированные образовательные программы, но  и  в  других школах, где нормативно развивающиеся дети сталкиваются с  проблемами при освоении учебного материала. Мы  приносим вам благодарность за  то, что вы  ежедневно, ежечасно работаете с  проблемами, которые многим кажутся нерешаемыми. Вы  — передовики, вы  согреваете самых разных детей и  идете вместе с  ними к  вершинам, всегда помня о  том, что вершина у  каждого ребенка своя ,  — сказала Светлана Витальевна , обращаясь к  педагогам и  психологам, работающим в  коррекционных и  инклюзивных образовательных организациях. 

Почетным гостем секции стал доктор педагогических наук, академик РАО, руководитель рабочей группы разработчиков ФГОС ОВЗ Николай Малофеев . Николай Николаевич довольно часто бывает в  Екатеринбурге и  отмечает позитивные изменения, которые происходят в  сфере образования от  визита к  визиту. В  этот раз Николай Малофеев подчеркнул, что секция вызвала наибольший интерес у  педагогической общественности не  случайно. 

—  Цензовое обучение, обучение по  адаптированным и  основным образовательным программам стало реальностью. Еще в  1992  году, когда наш коллектив предложил специальный образовательный стандарт, нас никто не  поддерживал, все вокруг говорили, что в  одной образовательной организации двух стандартов быть не  может. А  мы  объясняли, что в  Конституции РФ  записана не  обязанность ребенка освоить кем-то написанный стандарт, а  обязанность государства 10  лет учить этого ребенка бесплатно. И  ситуация, когда всех детей заставляют осваивать единый стандарт, делает многих из  этих детей неуспешными и  несчастными. И  речь идет не  только о  детях-инвалидах. Наша идея была в  конце концов понята и  принята. И  сегодня Россия в  числе стран-лидеров, которые обеспечивают качественное образование для разных категорий обучающихся. 

Николай Малофеев напомнил, что в  центре любого процесса обучения находится человек с  его человеческой судьбой. Все, чему его учат, направлено в  итоге на  повышение качества его будущей жизни, независимо от  того, обычный это ребенок или особый. Не  абстрактные образовательные результаты, а  реальные возможности жить максимально независимой и  достойной жизнью должны стать целью образования. 

Также Николай Николаевич говорил об  исключительной важности ранней диагностики и  ранней помощи. Не  так уж  редки ситуации, при которых, если ранняя помощь оказана вовремя и  качественно, задачи коррекционной педагогики упрощаются во  много раз. Много лет зарубежная и  отечественная сурдология и  сурдопедагогика накапливали бесценный опыт, совершенствовали методику, и  вдруг оказалось, что кохлеарная имплантация, при условии, что она сделана в  ранние сроки, может сделать глухого ребенка слышащим, и  методики обучения глухих детей устной речи будут просто не  нужны. Остановился докладчик и  на  проблеме выбора глухим или слабослышащим ребенком средства общения. Будет это устная, жестовая или еще какая-то другая коммуникация  — не  так важно. Важно, чтобы он  умел общаться. Тогда он  сможет иметь друзей, семью, жить максимально возможной для него полноценной жизнью. О  необходимости продуманной профориентационной работы в  докладе также было сказано. 

Доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук Татьяна Дорохова отметила, что инклюзия сегодня существует в  школах в  разных формах. Дети приходят на  отдельные мероприятия, учатся в  классе по  адаптированным программам, учатся по  общим неадаптированным программам. Любая форма имеет право на  жизнь. Но  чем раньше ребенку оказана помощь, тем проще будет с  ним работать и  медикам, и  педагогам. Кафедра педагогики занимается научным и  методическим обеспечением интеграции ранней помощи в  систему образования и  занята поиском опорных площадок. Логичнее всего, чтобы ими стали детские сады. В  настоящее время уже заключены договоры с  несколькими детскими садами, и  педагоги кафедры выстраивают систему сопровождения инклюзивного образования на  этом этапе. 

Профессор института специального образования, заведующий кафедрой теории и методики обучения лиц с ОВЗ , доктор филологических наук Александр Кубасов огласил цифры: 80% школ и  75% педагогов сегодня не  готовы к  инклюзивному образованию. И  это неудивительно, потому что реальная нагрузка на  педагогов и  техническая оснащенность образовательных организаций очень сильно отличаются от  официальной статистики не  в  лучшую сторону. О  неготовности массовых школ к  работе с  детьми с  ОВЗ все еще не  принято говорить открыто, учителя и  родители вынуждены выступать анонимно, и  на  таких площадках они признаются в  своем бессилии. «Мы  не  владеем теми компетенциями, которые нужны», «у  нас нет нужных специалистов», «мы  ничего не  успеваем»  — вот типичные высказывания. Александр Васильевич остановился на  мифах и  стереотипах, которые сопутствуют инклюзии в  обществе: например, родители боятся, что ученик с  ОВЗ потянет успеваемость класса вниз, потому что учитель будет вынужден заниматься только им  и  забросить нормативно развивающихся детей. Для того, чтобы эти мифы ушли из  сознания и  на  их  место пришла сформированная инклюзивная культура, необходимо реальное обеспечение ФГОС ОВЗ  — кадровое, техническое, методологическое. Необходимо также повышение роли педагога-дефектолога как консультанта, пропаганда удачных примеров инклюзии. 

Психолог, член совета регионального отделения Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ) Наталья Кошелюк рассказала об  ожиданиях родителей от  инклюзивной школы. Они хотели  бы видеть дружественную среду для своих детей, принятие, уважение, готовность и  умение педагогов работать с  детьми с  особыми потребностями. К  сожалению, одна из  причин несформированности инклюзивной культуры  — неготовность к  инклюзии именно тех людей, которые должны быть ее  проводниками. Так, руководители образовательных организаций зачастую не  заинтересованы в  настоящей инклюзии и  предпочитают объявлять свои школы «инклюзивными» за  счет детей с  соматическими заболеваниями (астмой, диабетом и  т.д.), всеми силами избегая детей с  ментальными нарушениями, расстройством аутистического спектра. И  их  можно понять, потому что для работы с  такими детьми у  них нет ресурсов. Нормативное количество ставок тьюторов  — 1  на 6  «особых» детей, но  если для детей с  соматическими заболеваниями этого достаточно, то  каждому ребенку с  ментальными нарушениями необходим персональный тьютор. В  противном случае этим ребенком занимается учитель, и  тогда страдает весь класс. 

Заведующая кафедрой педагогики, доктор педагогических наук Юлия Галагузова закончила работу секции на  оптимистической ноте. Юлия Николаевна рассказала о  проекте, которым занимается кафедра  — «Творческая лаборатория социальной инклюзии», об  идее, которой руководствовались преподаватели и  студенты: сделать этот проект не  для людей с  инвалидностью, а  вместе с  ними. Образовательные организации навстречу не  пошли, и  тогда кафедра нашла партнеров среди НКО, которые проявили больше гибкости и  готовности к  взаимопониманию: АНО «Благое дело» и  АНО «Белая трость». В  совместных мероприятиях фасилитаторами, тьюторами и  наставниками выступали то  люди с  ОВЗ (обучая студентов ремеслам), то  студенты (подготавливая концертные номера). На  всех участников эти встречи и  совместная работа произвели эффект настоящего переворота в  сознании. Студенты потом рассказали, как первоначальный страх перед контактом с  необычным, «особым» человеком у  них потом сменился доверием, уважением и  принятием. 

Движение навстречу друг другу  — единственный возможный путь для утверждения инклюзивной культуры. Инклюзия противоположна сепарации и  изоляции. Утверждение идеи «разных, но  равных» людей на  всех уровнях и  во  всех сферах должно быть обязательно подкреплено многократным улучшением материальной базы инклюзивного образования и  повышением квалификации педагогов, но  постепенное внедрение в  сознание этого принципа как единственно возможного  — задача уже сегодняшнего дня. 

Пресс-служба УрГПУ
Текст и  фото: Ирина Шаманаева


Последние новости

Сравнение: заводской ремонт сервоприводов VS независимый сервис

Официальные правила против гибкости — где лучше восстанавливают точность

В Серове на основании заключения прокурора главный редактор газеты  одного из предприятий города восстановлена на работе

Сотрудник Серовской городской прокуратуры в порядке ч. 3 ст. 45 ГПК РФ принял участие в рассмотрении судом гражданского дела по иску жительницы города о восстановлении на работе и взыскании вынужденного прогула.

Врио губернатора Денис Паслер поздравил геологов и ветеранов отрасли с профессиональным праздником

Как отмечено в обращении, труд геологов ответственен и почётен, поскольку служит росту экономики,

В России состоялся «Тотальный диктант»

В Екатеринбурге в 21-й раз прошла Всероссийская просветительская акция «Тотальный диктант».

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Домодедово на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *