13.03.2023

Пусть не прервется эта нить…

Есть семьи, в которых одна профессия передается из поколения в поколение.

 

Есть семьи, в которых одна профессия передается из поколения в поколение. И учительские династии в этом не исключение. Вот только педагог – это больше, чем наследие. Это призвание! Ведь невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей. На это необходимо еще веление души! Как, например, у наших сегодняшних героев, точнее героинь – педагогов школы № 26, что в отдаленном от центра города поселке Медянкино.

Учитель изо и педагог-психолог

За плечами учителя рисования Ирины Андреевой – серовская художественная школа и уроки самого Сергея Петровича Кодолова (чье имя носит «художка» сегодня), краснотурьинское художественное училище и Нижнетагильский педагогический институт. И хотя в роду была масса педагогов, в том числе учителя физики, русского языка, химии, математики, в школе Ирина Владимировна оказалась не сразу после получения первого диплома, тем более что всегда мечтала работать в театре: оформлять спектакли, писать декорации. Но и этому не суждено было сбыться, поскольку после училища была… призвана в армию и несколько лет прослужила оформителем в воинской части, которая располагалась в Серове «на горке». После этого был опыт работы в кинотеатре «Юбилейный».
– Мне нравилась работа на больших плоскостях, но всегда тянуло учить прекрасному детей . – Самой же учительнице любовь к прекрасному привил отец, который очень хорошо рисовал. – И как-то раз я услышала в свой адрес: «Ты должна быть в школе!»
Так в середине 90-х годов прошлого столетия Ирина Андреева здесь и оказалась. Получила высшее образование, стала учителем изобразительного искусства и черчения. Начала учить местных ребятишек рисованию на школьных уроках и как педагог художественной школы (ее филиал в свое время действовал на базе 26-ой) – скульптуре, живописи, композиции. А в свободное время вместе со своими учениками бралась за большие работы, которые в настоящее время назвали бы «творческими проектами». Так, на чистом энтузиазме сначала была оформлена рекреация первого этажа школы, а позже появились пейзажи четырех времен года (к слову, выполненные исключительно половой эмалью) на втором этаже. Или, например, в полный рост была слеплена из голубой глины, до которой докопался местный житель, фигура собаки. Были масштабные снежные фигуры. Ирина Владимировна и сегодня не ограничивается расписанием школьных уроков. Костюмы и декорации для праздников, можно сказать, – зона ее ответственности. Кроме того, принимает активное участие в конкурсах различных уровней, где ее ученики традиционно занимают призовые места. А не так давно учитель изо взялась за новое направление – песочную арт-терапию с особыми ребятишками.
– Общаясь с детьми, ты всегда остаешься молодым! – уверена педагог, путь которого в школу оказался несколько тернистым.

А вот у дочери Ирины Владимировны – педагога-психолога школы Анны Костицыной – все наоборот.
– У меня был хороший пример. Когда растешь в творческой семье и понимаешь, что жизнь прекрасна и что все это прекрасное ты в силах приумножить и передать другим, выбор профессии педагога очевиден. Поэтому после окончания 9-го класса я, не задумываясь, пошла в 10-й, чтобы в дальнейшем получить высшее образование, – говорит Анна Михайловна.
Хотя некоторые сомнения все же были: между «быть педагогом-предметником» или «уйти в психологию» победило второе. Так она стала студенткой Уральского государственного педагогического университета. Сначала азы психологии постигала очно, а вскоре перевелась на заочное обучение, параллельно начав свой трудовой путь в родной школе педагогом-организатором, чтобы убедиться, что профессию для себя выбрала правильно.
– Я поняла, что это мое. Мне очень нравится работа с детьми , – Анна Костицына трудится в поселковой школе без малого 20 лет. А в городскую, как она сама признается, ее никогда и не тянуло. – Я выросла здесь, люблю свою школу, люблю свой поселок и город и никогда не скажу, что он маленький и плохой, и что нужно отсюда «бежать». Я вижу результаты своего труда, когда после совместной работы по профориентации дети поступают в колледжи и вузы, достигают хороших результатов, а потом приходят и благодарят за это. Я понимаю, что моя работа как педагога была отличной, когда мои выпускники возвращаются в разы мудрее и сильнее меня…
В этом году 9-й класс окончит дочь Анны Михайловны – Екатерина. Будущая выпускница 26-ой школы уже определилась с дальнейшим образованием: только педагогический колледж! А это значит, что династия не прервется.

Учитель начальных классов и учитель-логопед

Вполне возможно, что вернется в Серов и внучка учителя начальных классов Фариды Гильмутдиновой: сегодня Дарина ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­– студентка второго курса Нижнетагильского педагогического колледжа, будущий воспитатель детского сада и продолжатель династии педагогов, начало которой положила как раз Фарида Фаридовна. Ее педагогический стаж – 40 лет!


Стать учителем мечтают многие девочки в детстве. Фарида, как сама признается, не исключение. Хотя ей также нравилась профессия врача-педиатра, но боязнь крови предопределила будущий выбор. Педагогическое училище уроженка Серова окончила далеко за пределами родного города, работала воспитателем. На малую родину вернулась в 1994 году, первое время трудилась в Детском доме-школе. Затем, переехав в поселок Медянкино, получила предложение от директора 26-й школы Анны Лонганюк временно поработать на ставку воспитателя группы продленного дня. А с 1 сентября 1995 года и по сей день Фарида Фаридовна – учитель начальных классов.
– Мне многому приходилось учиться, спрашивать совета у Анны Алексеевны. Она всегда верила в меня и говорила, что у меня все получится, – Фарида Фаридовна с теплотой говорит о своем наставнике – учителе с многолетним стажем руководителя, а ныне социальном педагоге школы.
С теплотой учитель отзывается и о своих учениках – бывших и нынешних, вспомнив случай, когда, чтобы поздравить одноклассниц и первую учительницу с 8 Марта, мальчики собрали и сдали металлолом, а на вырученные деньги купили подарки.
– Когда я пришла к детям в 1995 году, было, конечно, страшновато. Мы учились с ними вместе! Они моментально подхватывали любую инициативу. Сейчас ребята другие, но тоже хорошие. К ним нужен индивидуальный подход. А вот родители не меняются. Я всегда говорю: «Я – хороший учитель, у меня хорошие родители».
У Фариды Гильмутдиновой – уже девять выпусков! Родители ее первых учеников до сих пор с ней здороваются, а их дети – ее нынешние ученики. И самое приятное, что не все из сегодняшних школьников – жители поселка Медянкино. Так, один из выпускников, живущий в районе школы № 15 на Сортировке, дочку свою привел учиться к своей первой учительнице. А это дорогого стоит.
– Мне родители доверяют семилетних детей! Я должна их взрастить, вложить все самое лучшее. А там уж всходы от этих зернышек будут развиваться дальше, – говорит учитель сегодняшних 27-и любознательных четвероклассников. И это, пожалуй, самый большой класс в этой маленькой и уютной поселковой школе с 180 учениками, по одному классу в каждой параллели.
Стоит отметить, что пять выпускников Фариды Фаридовны стали учителями, многие учатся на педагогов.
– Это значит, что я свою жизнь прожила не зря! – говорит Фарида Гильмутдинова. – Но советую: в педагогику надо идти только тому, кто любит детей! Не любя чужого ребенка, в педагогику ходить не надо! Не теряйте время!

А бывает и наоборот. Бывает, что безвозвратно потеряно время, которое с пользой можно было бы потратить на «разумное, доброе, вечное». Так, можно сказать, получилось с выпускницей и «по совместительству» дочерью Фариды Фаридовны, логопедом школы Лилией Зуевой.
Была раньше в школах такая практика, когда сильные ребята подтягивали отстающих. Однажды Фарида Фаридовна озвучила своей дочери-второкласснице просьбу помочь одноклассникам. И Лиля ее выполнила, но, вернувшись домой, заявила: «Обучать – дело нелегкое. Работать в школу не пойду никогда!» Но, как говорится, никогда не говори «никогда».
Еще будучи школьницей, Лилия мечтала стать бухгалтером, и мечте было суждено сбыться: поступила в металлургический техникум, затем окончила и экономический университет, после получения высшего образования 10 лет отдала работе в банковской сфере, а потом взяла и круто поменяла свою профессию.
– Начали подрастать мои дети. У старшего сына в 5 лет были проблемы со звукопроизношением, пришлось прибегнуть к помощи логопеда, на занятиях у специалиста мне самой стало интересно, как происходит постановка звуков, – говорит Лилия Тахировна.
Тема так затянула молодую маму, что та решила пройти курсы профессиональной переподготовки хотя бы для себя, ведь услуги логопеда – не из самых дешевых.
– А когда отучилась, поняла, что профессия логопеда мне очень нравится, да и в школах появилась потребность в таких специалистах.
Директор школы с удовольствием взяла в штат свою выпускницу-отличницу.
– Анна Алексеевна знала меня как хорошую ученицу, поверила в меня и дала возможность работать в стенах родной школы. В должности учителя-логопеда я работаю с 2018 года. За это время окончила магистратуру по профилю «логопедия» в Уральском государственном педагогическом университете. И ни разу не пожалела о том, что теперь работаю в школе. Знаете, как радостно видеть глаза ребенка, который впервые прорычал звук «р»!
Но Лилия Тахировна не только логопед, она – классный руководитель 8 класса, который четыре года назад из начальной школы ей передала Фарида Фаридовна. А это значит, что весной 2024 года провожать своих учеников в большую жизнь мама и дочь будут вместе…

Ольга МАЛИНОВА

Фото автора

Фото Фариды Фаридовны и Лилии Тахировны из архива Лилии Зуевой

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *