«Рты закрыли!». Юрист — о том, почему российская школа унифицирует, но не развивает

Юлия Федотова рассуждает о специфике российского образования Самый приятный день в жизни Юли за все годы обучения в школе — выпускной!

Юлия Федотова рассуждает о специфике российского образования


Самый приятный день в жизни Юли за все годы обучения в школе — выпускной! 

Начался новый учебный год, соцсети завалены фотографиями школьников на линейках и постами о том, как трудно быть родителями первоклашек. Юрист из Екатеринбурга Юля Федотова выпустилась из школы 10 лет назад и считает, что за эти годы не научилась ничему полезному. Почитайте ее колонку. 


С началом нового учебного года невольно вспоминаются собственные первые десять лет обучения. И, если честно, эти воспоминания — ни разу не о «чудесных» годах.


Лично я не вынесла из школы ни одного навыка, который пригодился бы не то что сейчас, но даже в вузе. Не говоря об общей отсталости образовательной программы, отмечу, что тотальное унижение и неумение видеть в ученике человека — увы, слишком часто встречающаяся черта среди озлобленных российских училок.


Большим плюсом моего времени обучения (1999–2009 годы) было разве что отсутствие религиозной и всякой «воспитательной духовно-нравственной» составляющей. Насколько же все плохо, если простое соблюдение закона (конкретно — Конституции относительно светскости и свободы совести) считается «большим плюсом»?..


Что же плохого в российской школе?


Она не учит:


— самостоятельности;


— критическому мышлению;


— пониманию себя, своих стремлений и преимуществ.


Она учит:


— коллективизму («Из-за Иванова весь класс останется после уроков!»);


— подчинению («Рты закрыли! Ваше мнение тут никого не интересует!»);


— рамочности мышления («Ты неправильно понял, что хотел сказать автор!»).


Причем, что самое интересное, — «учит» этому она вполне легально. Это не позиция определенных учителей, а четкое следование системы образования букве закона. Есть, например, чудесный документ — Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Данная Стратегия устанавливает в том числе основные направления взаимодействия с несовершеннолетними в школе — в воспитательном и образовательном аспектах. Ни слова там нет про приоритет прав и свобод человека и гражданина, про необходимость знать свои права и уметь их отстаивать, про уважение и соблюдение прав других людей, про прогресс, развитие личности…


Зато государство в этом документе очень четко, с ходу, первым же пунктом сказало, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Эти самые ценности — это «человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством». Что такого «нравственного» ребенок успел задолжать «отечеству», не поясняется.


Дальше — больше. Среди направлений деятельности — «поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей». РПЦ, «никто, кроме нас», что следует из дальнейшего текста про необходимость «развития кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, традиционных религиозных организаций)».


Справедливости ради, среди «приоритетов» есть и популяризация научных знаний среди детей. Однако она представлена всего двумя формами развития (содействие повышению привлекательности науки и создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях). Тогда как, например, развитию физической культуры и прочим компонентам (про «духовность») уделено куда больше внимания, что «как бы намекает».


Что же плохого в российской школе? Она направлена не на развитие личности, а на ее унификацию. В строй, защищать Родину на рубежах духовности. «Приоритеты» государства в этой сфере дают четкое понимание нежелания видеть в ученике человека — а лишь статистическую единицу.


Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. 


Не так давно E1.RU рассказывал о том, какие нововведения ждут талантливых и одаренных учеников екатеринбургских школ . А также показал, как отмечали День знаний в самой роскошной школе Вторчермета (о ней, между прочим, написали даже в The Times ). 


Опрос : Согласны с автором?

Авторизируйтесь,  чтобы проголосовать Опрос завершен Вы успешно проголосовали! Результаты будут опубликованы по завершении опроса. Да Нет К сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосования


Текст: Юлия Федотова
Фото: Юлия ФЕДОТОВА

Последние новости

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *