Ученые: пожилые педагоги больше удовлетворены жизнью
Лишь четверть учителей Екатеринбурга замотивированы на успех, говорят исследователи День учителя, отмечаемый 5 октября, — «праздник со слезами на глазах»: статистические данные говорят о том,
Результаты опроса 200 учителей екатеринбургских школ, проведенного учеными Уральского федерального университета (половина опрошенных — в возрасте 57-66 лет и со стажем более 35 лет, другая половина — молодые учителя со стажем менее трех лет, а также педагоги, завершившие профессиональную карьеру), указывают на то, что значительное число учителей «в возрасте» не соответствуют требованиям современной школы.
Лишь чуть более 40 % «возрастных» учителей отличаются высокой замотивированностью на успех с опорой на накопленный стаж и опыт педагогической деятельности, демонстрируют активность и настойчивость в достижении поставленных целей. Для большинства характерны отсутствие ярко выраженного стремления к совершенству, привязанность к стереотипному опыту выполнения действий, неготовность к изменениям и — при этом — страх неудач и их избегание.
«Учителя старшего возраста часто испытывают тревогу и мнительность. Неуверенность в себе, отсутствие веры в возможность добиться успеха, боязнь внешней оценки и критики ведут к специфическому выбору профессиональных задач — либо слишком легких, чтобы избежать возможной неудачи, либо слишком сложных, чтобы оправдать возможную неудачу», — отмечает Анна Печёркина, кандидат психологических наук, завкафедрой педагогики и психологии образования УрФУ.
Справедливости ради необходимо подчеркнуть, что неуверенность, беспокойство и сопротивление зачастую вызваны тем, что требования к учителям постоянно меняются, объем их работ, физические и эмоциональные нагрузки — увеличиваются, чего не скажешь о социальной поддержке школьных педагогов. Итог — низкая удовлетворенность работой, истощение, состояние автоматизма.
«С другой стороны, новые требования имеют и объективную природу. Например, переход к „цифровой школе“, проектному обучению — веление времени. Как и соответствующая смена характера педагогической деятельности: сегодня учитель должен быть больше тьютором, наставником, сопровождающим учеников, чем лектором, источником базовых знаний», — говорит Печёркина.
Однако подавляющее большинство школьных учителей старшего возраста, без малого 73 %, не всегда способны поставить себя на место другого, понимать причины поступков и объективно оценивать результаты деятельности, как своей, так и учащихся. Эта черта, замечает Анна Александровна, особенно выражена у учителей начальной школы: «Педагог считает себя правым априори, а дети еще не могут возражать его авторитету и власти».
Несмотря на сложности, как показывают результаты исследования, уровень удовлетворенности жизнью у работающих педагогов предпенсионного и пенсионного возраста значительно выше, чем у неработающих: они востребованы обществом, поддерживают привычный социальный статус и образ жизни, более благополучны материально. Поэтому такие учителя не спешат уходить из профессии, игнорируя — в отличие от коллег, завершивших карьеру — последствия естественного физиологического и психологического старения, отказываясь адаптироваться к ним или негативно переживая их.
Выход из противоречивой ситуации, считает Анна Печёркина, во-первых, в создании системы профориентации и отбора будущих учителей, начиная со старших классов школы и первых курсов вузов, а во-вторых, в регулярном повышении квалификации, а при необходимости — переподготовке учителей «третьего возраста» — с тем, чтобы они могли мобильно отвечать на современные требования системы образования, обладали актуальными профессиональными и личными качествами, использовали передовые формы педагогического труда. Это позволит педагогам сохранить профессиональное здоровье, оставаться компетентными и работоспособными, достигать профессионального долголетия.
УрФУ в дни зимних каникул одновременно с акцией «Тест-драйв» для российских школьников, проводит Конгресс учителей для педагогов — обучение современным аспектам естественных, инженерных и гуманитарных наук.
По материалам международного исследования по вопросам преподавания и обучения TALIS, средний возраст российских учителей составляет 52 года, доля учителей в возрасте 50 лет и старше — порядка 38% (и она растет, с 2010 года рост составил около 5 %). При этом доля учителей моложе 35 лет — примерно 23 % — остается стабильной.
УрФУ — участник Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020 году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.Последние новости

В Серове на основании заключения прокурора главный редактор газеты одного из предприятий города восстановлена на работе
Сотрудник Серовской городской прокуратуры в порядке ч. 3 ст. 45 ГПК РФ принял участие в рассмотрении судом гражданского дела по иску жительницы города о восстановлении на работе и взыскании вынужденного прогула.

Врио губернатора Денис Паслер поздравил геологов и ветеранов отрасли с профессиональным праздником
Как отмечено в обращении, труд геологов ответственен и почётен, поскольку служит росту экономики,
В России состоялся «Тотальный диктант»
В Екатеринбурге в 21-й раз прошла Всероссийская просветительская акция «Тотальный диктант».
По информации ПАО Россети
По информации ПАО Россети, у большинства потребителей электроснабжение восстановлено.