Жизнь коррекционной школы: особенные педагоги для особенных детей

Ирина Ковалёва и Даша. Девочка могла бы учиться дома, но общение с друзьями и педагогом в условиях класса делает ее более счастливой Фото: © Ксения Аникина Те, кто работает с детьми в школе, знают, как это непросто.

Ирина Ковалёва и Даша. Девочка могла бы учиться дома, но общение с друзьями и педагогом в условиях класса делает ее более счастливой Фото: © Ксения Аникина

Те, кто работает с детьми в школе, знают, как это непросто. Отдавать силы, время, энергию, эмоции, передавать знания и подавать пример, быть воспитателем и наставником, вникать в конфликты и восстанавливать мир, быть на постоянной связи с коллективом и родителями.

Педагоги коррекционной школы несут двойную ответственность: от их методов работы, умения находить подход к каждому ребенку во многом зависит, станет ли он в будущем полноценным членом общества, сможет ли адаптироваться в мире, где царит понятие нормы и каждый, кто не соответствует ей, рискует быть подвергнутым нападкам. Они работают с детьми, у которых медицинская карта гораздо толще, чем у других, и уверены, что главное – принимать каждого ребенка таким, какой он есть.

Начальная школа

Эту девочку зовут Даша, у нее – синдром Дауна. Из двух вариантов обучения – дома или среди сверстников  – ее родные выбрали второй, и девочка уже третий год занимается в Берёзовской школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. Это – если заглянуть в документы. В народе она по-прежнему называется «школой № 13», хотя на самом деле такого учреждения в городе нет.

Даша – одна из 188 учащихся школы и одна из пяти детей в своем классе, где учатся малыши с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Такой маленький класс – не потому, что больше некому учиться, а чтобы иметь возможность реализовывать с каждым учащимся специальную индивидуальную программу развития.

– Интеллектуальные нарушения – это тяжелые нарушения развития. Поэтому по стандарту в таком классе не может быть больше пяти детей, – объясняет дефектолог Ирина Ковалева, которого директор школы Алена Массанова называет уникальным педагогом за особые методы работы. – В основном такие дети учатся дома, но два года назад было принято решение организовать очное обучение. Конечно, приоритетное направление – социализация в обществе. Потенциал у этих ребят не такой широкий, но элементарные представления об окружающем мире они получают, учатся альтернативной коммуникации.

   Пока мы разговариваем с Ириной Тимершатовной в ее светлом, просторном классе, дети бегают рядом, догоняют друг друга, смеются. Они не только учатся, они общаются и дружат – это едва ли не самое ценное. Есть свои особенности – во время уроков с некоторыми детьми находится так называемый ассистент (часто это официальный представитель ребенка). Начальная школа здесь удлиняется на год и длится пять лет. Траектория дальнейшего обучения будет зависеть от желания родителей: старшая школа учреждения предполагает переход из класса в класс. Есть очно-заочная форма, когда дети ходят в школу, но не на все уроки. Сегодня педагоги осуществляют домашнее обучение с 20 учениками.  

В школе со дня основания

В каждой школе есть педагоги, которыми гордится весь коллектив. Один из них для коррекционной школы в Новоберёзовском – Владимир Иневаткин, который пришел сюда в год основания учреждения в 1989 году. 30 лет он дает ребятам азы музыкального искусства и обучает столярному делу мальчишек на технологии.

Владимир Александрович окончил музыкальное училище Чайковского, работал во дворце культуры «Современник», преподавал в школе искусств по классу баян. На его уроках всегда звучит живой инструмент.

Коллектив школы – 54 человека. 25 – педагоги, в том числе педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор. Профессиональных рук не хватает, есть вакансия тьютора. Это не привычная для обычных школьных стен должность: такой человек сопровождает образовательный процесс одного или нескольких детей в течение дня. Будет рада школа и логопеду. Оказывать медицинские услуги (физиотерапия, массаж) здесь пока возможности нет: площадей не хватает, кадров и оборудования нет.

– Первый директор школы, Валентина Николаевна, позвала меня сюда. На уроках мы знакомимся с творчеством композиторов, со звучанием разных инструментов, учим азы нотной грамоты, много поем. Да, это непростые дети, но на уроках они раскрепощаются, с удовольствием готовят номера на школьные концерты, – рассказывает Владимир Иневаткин. – Часто стараюсь использовать в связке музыку и движение. Для детей это отличная терапия. Многие талантливы, есть те, кто очень хорошо поет.

В ноябре педагогу исполнится 60 лет. Об уходе на заслуженный отдых он не задумывается. Многие дети растут в неполных семьях, и общение с мужчиной для них особенно ценно. Дети самого Владимира Александровича по его стопам не пошли, стали врачами.  

Задержка психического развития – не диагноз

На базе школы №2 в Берёзовском действует психолого-медико-педагогическая комиссия, специалисты которой обследуют ребенка и выдают соответствующее заключение. На комиссию часто направляет школа: когда коллектив понимает, что ребенок не справляется, например, не сдает контрольные работы. Это заключение – не приказ, а рекомендация: если родители против, они могут оставить ребенка в обычной школе. Которая, к сожалению, не может уделять ему столько внимания, сколько ему нужно.

Школа входит в 80 учреждений по области (это детские дома, школы-интернаты, кадетские корпуса), которые раньше курировал отдел государственного воспитания, сейчас это отдел для детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. Дополнительным источником поддержки школы является попадание в государственные программы, участие в грантовых конкурсах. Школе нужны, например, интерактивная доска – специальное оборудование для детей с ограниченными возможностями; два кресла для детей с ДЦП – устройства с вертикализатором, создающие ребенку дополнительную опору. Подъемным устройством для колясочников и пандусом школа оборудована.

В этом учебном году школа набрала два первых класса. Сюда попадают дети с задержкой психического развития, многие из которых посещали коррекционную группу детского сада №19. В одном классе – дети с умственной отсталостью (12 человек), в другом – с задержкой психического развития (восемь ребят).

Пожалуй, это один из главных показателей эффективности работы всего коллектива – когда ребенок уходит в обычную школу. Таких случаев немного – несколько в год, чаще всего на этапе перехода из начальной в среднюю школу. К сожалению, тенденция здесь больше к пополнению классов: по всем стандартам в классе (которых в школе 18) не может обучаться более 12 человек. Есть дети, которые ждут освободившегося места. Когда Алена Массанова заняла место директора в мае этого года, в школе обучались 169 детей, сейчас их 188. 

Задержка психического развития – это не диагноз, это особенность развития, которую нужно корректировать. То есть ребенок отстает от условно принятой в обществе нормы. Преимущество учебы в коррекционной школе – возможность обучаться в своем темпе, а не том, который диктует учащемуся «нормальная» школа.

По печальному опыту педагогов, в последние годы уменьшается количество детей с сильными врожденными отклонениями, но растет число тех, кто поздно оказался в руках специалистов (если родители не сразу заметили нарушения, не занимались с ребенком). Чем больше времени упущено, тем сложнее дается коррекция.

Психолог Светлана Шуховцева

По словам руководителя учреждения, часто родители отказываются переходить в коррекционную школу: сказываются стереотипы общества, иногда – нежелание принимать тот факт, что твой ребенок какой-то «не такой». В итоге время упускается, школа с трудом переводит ребенка из класса в класс, пока на этапе сдачи Всероссийских проверочных работ в четвертом классе не становится ясно: не справится. Конечно, есть и такие родители, которым не важны стереотипы и которые думают только о ребенке. Они понимают, почему оказались в стенах коррекционной школы и вместе с педагогами решают одну задачу. Результат работы коллектива здесь в большей степени, чем в других учебных заведениях, зависит от родителей: только общими усилиями можно достичь успеха.

– Когда родители сотрудничают со школой, тогда можно говорить о лучшей отдаче. Я часто повторяю мамам, что коррекционный процесс длится 24 часа в сутки семь дней в неделю. Есть рекомендации, которые сложно реализовывать только в школе, их нужно соблюдать дома, – поясняет педагог-психолог Светлана Шуховцева, которая работает здесь десять лет. – У нас каждый ребенок находится на разном уровне стартовой подготовки, имеет свои особенности, поэтому необходим индивидуальный подход.

Знание школьной программы – одно из направлений работы школы. Много внимания здесь уделяется полезному досугу: это музыкальный кружок, азбука дорожного движения, спортивные игры, уроки здоровья. Третье направление – непосредственно коррекционная работа. Это занятия с психологом, направленные на снятие тревожности, агрессии, развитие коммуникативных навыков.

– Конечно, во время занятий бывают разные ситуации, и мы всегда стараемся успокоить, отвлечь ребенка, если он волнуется или нервничает, – объясняет Светлана Евгеньевна. – Для наших детей очень важна ситуация успеха. То есть – обязательно каждого отметить, похвалить, настроить. Тогда вероятность того, что кто-то сорвет урок, резко снижается. 

В ноябре школа отметит юбилей – 30 лет. За это время она выдала около тысячи аттестатов среднего образования и свидетельств об окончании 9 класса. На юбилей будут приглашены выпускники и их родители, руководители учреждения в прошлом, педагоги-ветераны.

Нередко в школе оказываются дети из одной семьи. Есть случаи, когда родители учились здесь и потом ведут сюда своих чад. Здесь не только березовчане, но и дети из ближайших районов Екатеринбурга, поселков Кедровка, Монетный: учреждение идет навстречу родителям, которым проще везти ребенка в Берёзовский. Часть учащихся добирается в школу и домой самостоятельно.

Еще один стереотип о здешних школьниках говорит, что это может коснуться лишь неблагополучные семьи. На самом деле не застрахован никто. Что это – злой рок, неудачное столкновение генов или еще какая-то причина? Не ответит никто.

В школе есть дети, которые состоят на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних, но их процент не больше, чем в других образовательных учреждениях. Это, как правило, дети из неблагополучных семей или предоставленные сами себе, без родительского надзора.

Особенная физкультура

Айсылу Хусаинова – специалист по адаптивной физкультуре. Она окончила башкирский институт физической культуры, училась вместе с паралимпийцами. С коррекционной школой связаны уже три года ее жизни.

– Детей с ментальными расстройствами часто сопровождают физические заболевания, поэтому здесь важно давать индивидуальную нагрузку. У кого-то – давление, у кого-то – проблемы с сердцем или заболевания опорно-двигательного аппарата, поэтому нужно строго следовать показаниям врачей, – рассказывает Айсылу Минигаяновна. – Мы занимаемся профилактикой плоскостопия, сколиоза, прорабатываем звукопроизношение. В начальной школе один из двух уроков физкультуры – ритмика: работаем над восприятием ритма.

Команда из пяти человек 18 сентября приняла участие в соревнованиях по настольному теннису. «Наша победа – это наше участие», – говорит Алёна Массанова.

В истории школы – несколько чемпионов и призеров страны по паралимпийским видам спорта, например, по лыжным гонкам.

После выпускного

Жизнь этой школы мало отличается от жизни любой другой: уроки – 40 минут, предметы – такие же. Журнал, оценки, перемены, требования к знаниям – все то же самое. Аттестат после девятого класса – государственного образца, копия аттестата любого девятиклассника страны. Здесь отмечают День знаний, проводят выпускной. Разве что каникулы занимают чуть больше времени, а отчетные периоды делятся на триместры, а не четверти.

В прошлом учебном году школа проводила 14 выпускников. 11 из них сдали ОГЭ и получили аттестат, трое – свидетельство об обучении. Одного девятиклассника, Ваню, спросили, куда бы он хотел пойти дальше, и он ответил, что хотел бы остаться в школе. Эти слова характеризуют работу педагогов лучше, чем любые грамоты и благодарственные письма.

– После каникул дети возвращаются и говорят, как они ждали этого дня, как они соскучились по школе, – рассказывает Ирина Тимершатовна.

Немалая часть выпускников поступает в техникум «Профи» – наравне со всеми. Учатся выпускники в строительном техникуме, технологическом колледже, есть те, кто поступает в автодорожный техникум, колледж имени Ползунова. Доступные профессии – швея, столяр-плотник, обувщик, маляр, сварщик.

Алёна Массанова, 33 года:

Возглавила берёзовскую школу в мае этого года. В прошлом – педагог-организатор, преподаватель, заместитель директора по социально-воспитательной работе в педагогическом колледже Нижнего Тагила. Имеет высшее образование. Прошла собеседование на включение в кадровый резерв Министерства образования. Получив приглашение, приняла решение переехать в Берёзовский.

– Какое-то время я сомневалась, был страх. Когда начала работать, этот страх исчез: эти дети – модные, интересные, веселые, здесь чувствуется позитив и энергия детства. Да, есть проблемные, как и в любой школе. К тому же здесь прекрасный коллектив, преданный своему делу,  – говорит Алена Владимировна

Бывший директор учреждения Тамара Кутявина сейчас возглавляет школу № 1. 

Автор: Екатерина Холкина

Последние новости

В Серове на основании заключения прокурора главный редактор газеты  одного из предприятий города восстановлена на работе

Сотрудник Серовской городской прокуратуры в порядке ч. 3 ст. 45 ГПК РФ принял участие в рассмотрении судом гражданского дела по иску жительницы города о восстановлении на работе и взыскании вынужденного прогула.

Врио губернатора Денис Паслер поздравил геологов и ветеранов отрасли с профессиональным праздником

Как отмечено в обращении, труд геологов ответственен и почётен, поскольку служит росту экономики,

В России состоялся «Тотальный диктант»

В Екатеринбурге в 21-й раз прошла Всероссийская просветительская акция «Тотальный диктант».

По информации ПАО Россети

По информации ПАО Россети, у большинства потребителей электроснабжение восстановлено.

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Магасе с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *