«Ельцин требовал продать дачу – не послушал его из принципа»
Рудольф Грашин Галина Соловьёва В своём саду Эдуард Ясиновский больше всего заботится о цветах.
В своём саду Эдуард Ясиновский больше всего заботится о цветах. Фото: Галина Соловьёва
В середине 80-х годов прошлого века первый секретарь Свердловского обкома КПСС Борис Ельцин и фактический руководитель области потребовал от Эдуарда Ясиновского , работавшего тогда начальником областного управления сельского хозяйства, по нынешним временам – региональным министром сельского хозяйства, чтобы тот продал свою дачу. Эдуард Тимофеевич даже перед угрозой увольнения с высокой должности на это не согласился. И все последующие годы об этом своём решении не жалел.
Строгий выговорИ вот мы погожим сентябрьским деньком приехали в гости к Эдуарду Ясиновскому на ту самую дачу, которая могла стоить карьеры его хозяину. Участок – 3,5 сотки, скромные его размеры компенсирует относительная близость к озеру Балтым. Домик – всего 25 квадратных метров, как предписывали в советские годы правила застройки в садовых товариществах.
– Строил сам, дом – из бруса, веранда – из досок, работали на участке всей семьёй по выходным, – рассказывает Эдуард Тимофеевич.
С именем Ясиновского многие свердловские аграрии связывают период наибольшего развития сельского хозяйства Среднего Урала в годы советской власти. Он фактически стоял у руля свердловского агропрома с 1979 по 1992 год. Это при нём наш птицепром стал третьим в стране, а хозяйства области довели количество дойных коров до 250 тысяч, в три раза больше, чем сейчас, в год они давали 1,3 миллиона тонн молока, почти в два раза больше, чем сегодня. Казалось, человек такого размаха мог в те годы позволить себе многое, не то что скромную дачу. Тогда почему Борис Ельцин требовал от него продать этот садовый участок?
Из-за этого клочка земли и домика, утопающего сейчас в цветах, страсти кипели не шуточные и доходили до верхов власти. Фото: Галина Соловьёва– История эта началась в 1974 году, я тогда только что приехал в Свердловск из Камышлова, – рассказывает Эдуард Тимофеевич. – Приходит ко мне наш землеустроитель, говорит: возьми землю под дачу, место очень хорошее, не пожалеешь. Я отказался поначалу. А тогда земли под сады отводили землеустроители, работавшие в областном управлении сельского хозяйства. Вот часть участков и выделили работникам управления. В конце концов меня уговорили и через два года приглашают уже на собрание. Это был сад работников Уралмашзавода. Стали делить участки, хотели по 6 соток давать, но так как желающих было много, участки вышли по 3,5 сотки. Так я стал садоводом, втянулся в это дело, дом уже начал строить без привлечения кого-либо.
Но кому-то участка всё же не хватило, написали коллективную жалобу в ЦК КПСС, дескать, в саду появились блатные, поэтому другим участков не хватило. Ясиновского проверил комитет народного контроля.
Эдуард Ясиновский: «Сейчас любое время на даче – любимое. лишь бы не подводило здоровье». Фото: Галина Соловьёва– Нарушений с моей стороны не нашли, приглашал председатель комитета партийного контроля – тоже придраться было не к чему, – вспоминает Эдуард Тимофеевич. – В конце концов меня по этому садовому делу вызвали на заседание бюро обкома КПСС. И вот сидят Ельцин, члены бюро обкома, приглашают меня на трибуну, ждут, что буду оправдываться, а я говорю: ничего не нарушал, не воровал, строил на свои деньги – вот квитанции, можете проверять. Объявили мне строгий выговор с занесением в учётную карточку. Дней через двадцать – заседание исполкома областного Совета, по нынешним меркам – правительства, я – член облисполкома. Ельцин обычно никогда не приходил на заседания облисполкома, а тут пришёл и говорит мне: «Продай ты эту дачу, и мы это дело закроем». Я промолчал. А дома подумал: «Да с чего я буду сад продавать? Ну выгонят с работы, больше-то ничего не сделают».
Со строгим выговором Эдуард Ясиновский работал на своей должности три года. В Октябрьском райкоме партии, узнав, что он ослушался воли самого Бориса Ельцина, наотрез отказывались завизировать решение первичной партийной организации, которая этот выговор сняла с него уже спустя три месяца после вынесения его на бюро обкома.
– Вообще-то я не продал сад из принципа: не чувствовал себя виноватым, а потом – столько сил уже на него потрачено, отношение другое. Мысль ещё была: скоро выходить на пенсию, ну и что я буду делать в городе?
Помидорный концентратНа пенсию Эдуард Ясиновский вышел в 61 год, в начале 90-х годов опыт сельского организатора и управленца никому был не нужен, начиналась эпоха разграбления, после ликвидации областного агропромышленного комитета его никуда не позвали. Сейчас ему – 88 лет. Все эти годы вместе с супругой Ликией Германовной они каждое лето проводят в саду. Сначала и дети ездили, а теперь уж и у них свои дачи. На небольшом участке сильно не развернёшься, но здесь есть зона отдыха с гамаком и очень много цветов: розы, сальвии, лаватера, георгины, циннии, лилейники.
– У нас всегда цветы были, – признаётся хозяин.
Сорт томата Московский деликатес радует хозяина своими плодами до самой осени Фото: Галина СоловьёваОвощи защищённого грунта наш ветеран выращивает в достойных количествах: длинная теплица 30 квадратных метров сплошь занята огурцами и помидорами. В помидорной её части ещё дозревают увесистые красные плоды, хотя по всем правилам их стоило бы убрать в эту сентябрьскую пору.
– Я держу на кусту помидоры, пока они все не поспеют, так они делаются вкуснее, – отвечает, предвидя вопрос, мой собеседник.
Выращивает сорта Московский деликатес и Бычий лоб, у них, по его словам, вкусные мясистые плоды, из которых наш садовод делает оригинальную заготовку – помидорный концентрат.
– Пропускаю помидоры через мясорубку, добавляю немножко соли, побольше сахара, чуточку перчика, гвоздички, кипячу и – сразу в банки. Зимой стаканчик налил, можно добавить водички, напиток получается – изумительный. Это не сок, как в магазине, а натуральная помидора, – делится секретом Эдуард Ясиновский.
В теплице – необычная планировка грядок, при которой дорожка проложена вдоль одной из стен, от неё – проходы вдоль гряд Фото: Галина СоловьёваА ещё на этой даче радует алым цветом созревших ягод калина, дурманит незабываемым осенним ароматом плодов старая яблоня сорта Уралец. Рядом с ней растёт молоденькая – сорта Дачная.
– Может, мне и не надо было садить новую яблоню, но я посадил, – говорит Эдуард Ясиновский.
Одна эта фраза многое говорит о хозяине сада, с 17 лет начавшего работать на земле.
Опубликовано в №167 от 14.09.2019Последние новости
Травмирование рабочего на стройке детского сада в Екатеринбурге
Прокуратура начала проверку после инцидента с тяжелыми травмами.
Патриотизм в действии: выставка о Николае Кузнецове в Екатеринбурге
Полпред президента России посетил интерактивную выставку, посвященную легендарному разведчику.
Эксперты призывают отложить введение туристического налога в Екатеринбурге
Ассоциация туризма предлагает отсрочку на год из-за текущих условий.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией