Итоги 2019 года с Аркадием Чернецким: о метро, прямых выборах мэра и амбициях Екатеринбурга
Экс-глава уральской столицы и сенатор Совета Федерации перед Новым годом пришел в гости на радио «КП-Екатеринбург» Людмила ВАРАКИНА Лев ИСТОМИН Сенатор Аркадий Чернецкий отлично знает экономику Екатеринбурга и запросы
Сенатор Аркадий Чернецкий отлично знает экономику Екатеринбурга и запросы жителей города. Политик управлял городом с 1992 по 2010 год и смог удержать вместе со своей командой город на плаву.
Подводя итоги 2019 года на радио «Комсомольская правда-Екатеринбург» [92.3 fm] Аркадий Чернецкий рассказал, как городу получить шанс на строительство второй ветки метро, что дает городу проведение крупных мероприятий и что сделать для того, чтобы снег с улиц убирали вовремя, а скверы благоустраивали по-человечески.
"Ответ Президента - сигнал для чиновников, что метро нужно строить"
00:00 00:00СИГНАЛ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ
- Вы – главный лоббист строительства второй ветки метро в Екатеринбурге. Что нового по этому вопросу?
- Недавнее заявление президента по этому вопросу вдохнуло определенный оптимизм. Хотя однозначного ответа, что да, я дам команду строить метро в уральской столице, нет, такого не было. Но в целом благожелательный тон президента – сигнал для чиновников. Этим вопросом нужно заниматься. Проблема общественного транспорта в городе существует в связи с его активным развитием.
В свое время в полемике с министром экономического развития эту тему я поднимал. В 90-е годы, когда страна испытывала жесточайший дефицит средств, федеральное правительство хоть немножко, но поддерживало метро. А сегодня, когда мы имеем профицитный бюджета, такой программы в принципе не существует. За исключением Москвы, которая активно строит на свои деньги. В стране метростроение практически остановлено.
О второй ветке метро говорят не первый годФото: Алексей БУЛАТОВ
НУЖНО ТОРОПИТЬСЯ
- Что нужно делать сейчас?
- Очень жаль, что мы не решились на подготовку документации за свой счет. Если бы она у нас сейчас была, можно было бы ее представить в правительство и ставить вопрос о скорейшем выделении денег для начала второй линии.
Сейчас нужно продолжить проектирование. В 2019 году администрация города выделила 100 миллионов рублей на это. Думаю, что вопрос стронется с мертвой точки, программа поддержки метро будет. Причем не только для Екатеринбурга, а для многих крупных городов. Здесь важно кто будет первым с готовой документацией и скажет – мы готовы строить.
- Получается, что нужно торопиться?
- Да, в этой ситуации уже нужно торопиться. Ну, и второй вопрос: президент четко обозначил, что это проект, который вряд ли будет реализовываться исключительно за счет федеральных денег. Понадобится региональное софинансирование.
Думаю, что сейчас правительству Свердловской области нужно это софинансирование определить и застолбить его долгосрочность. Проект метро – это не на год, и не на два года. Это длительный период.
Строительство метро потребует "длинных" денег из федерального, регионального и городского бюджетовФото: Алексей БУЛАТОВ
СКОЛЬКО ДЕНЕГ – СТОЛЬКО ПЕСЕН
- Часто высказывают мнение, что метро Екатеринбургу не нужно, а развивать другие виды транспорта. Нынешний мэр Александр Высокинский сказал, что в городе может появиться канатная дорога. Как думаете?
- Другие виды транспорта нужно развивать, несомненно. Канатная дорога достаточно экзотичный вид транспорта, вряд ли он станет массовым, и закрыть самые загруженные маршруты. Нужно прокладывать трамвайные линии, где есть возможность, автобусы.
Но через плотную застройку центральной части Екатеринбурга проходить наземным транспортом сложно. Будет изувечено градостроительное восприятие города, а этого допускать нельзя – у нас очень красивый город. В этом смысле метро – самый быстрый вид транспорта.
Сегодняшние технологии позволяют строить метро относительно быстро. Это полностью функция денег: сколько денег – столько песен.
- В Екатеринбурге появится еще один район – Академический. Было заявление, что Новокольцовский тоже может стать отдельным районом. Девятым по счету. Нужны городу новые районы?
- Восьмой район – это практически уже реальность. Там много жителей, есть перспективы дальнейшего строительства. Он активно развивается. Метро там не помешало бы.
Создание района – это начало очень длительной и непростой процедуры. В России за 30 лет ни один новый район не появился. Нужно много согласований с федеральными ведомствами, чтобы они свои территориальные подразделения разметили там. Это полиция, суд и так далее. Они должны будут пересмотреть свои штатные расписания и расходы. Было бы хорошо, чтобы эти согласования были сделаны до 300-летия Екатеринбурга.
Город убирают от снега неплохо, считает экс-мэрФото: Алексей БУЛАТОВ
ПРОГРЕССИВНЫЙ ГРАНИТ
- Аркадий Михайлович, нужно ли центр города укладывать гранитной плиткой?
- В свое время не верили, что бехатон – это более современное и удачное решение, чем асфальт. Сегодня новый этап развития. Конечно, с точки зрения восприятия, прочностных характеристик, гранитная плитка – это шаг вперед. Это дорогой шаг. Замахиваться на такой проект можно, когда есть определенный ресурс в кармане. Я рад, что город и область нашли такой ресурс. С точки зрения прочности и долговечности гранит более прогрессивный материла, чем бехатон.
- Но горожане ругаются, что центр перекопан. Еще и снег плохо убирают.
- Есть объективные и субъективные причины этому. Например, недобросовестность некоторых подрядчиков. Но сегодня город обладает необходимым ресурсом для уборки снега. Должен сказать, что в массе своей город убирается неплохо. Допускаю, что есть места, где налицо чье-то разгильдяйство. Но техника есть и есть деньги на ее содержание, зарплаты штата работников.
- В чем все-таки причина недовольства?
- Люди в команде нового мэра в основном пришли туда работать недавно. Сразу сказать, что вы ни на что не годитесь, это было неправильно. Надо дать возможность людям втянуться в эти процессы. Но делать это нужно максимально быстро. Если не получилось, то глава Екатеринбурга должен принимать кадровые решения. Все-таки он – ответственный за состояние города. Я рассчитываю, что ситуация будет исправлена.
На мой взгляд, очень проблемно прошла реконструкция сквера у Оперного театра. Это очевидная вина подрядчика. Он оказался абсолютно несостоятельным для выполнения этой задачи. Это в определенной степени и вина служб, которые не смогли вовремя взять его на шкирку и тряхнуть, что он или уходил с объекта, или работал как надо.
Гранит это долговечно, но дорогоФото: Алексей БУЛАТОВ
ОДНИХ АМБИЦИЙ МАЛО
- Каких амбиций не хватает Екатеринбургу?
- У города серьезные амбиции. Мы первые в стране сдали стратегический план не по шаблону советских времен, а исходя из понимания миссии, задач. Мы замахнулись на ЭКСПО. Это самое крупное в мире мероприятие.
К сожалению, сегодня практика бюджетирования в стране построена таким образом, что регионам достается все меньше и меньше, а муниципалитетам – еще меньше. Население Москвы больше населения Екатеринбурга в 10 раз, а бюджеты столицы больше бюджета уральской столицы – в 50 раз! Вот вам и ответ на вопрос, почему Москва строит по 20 станций метров в год, а в других городах не строится ничего.
Поэтому иметь амбиции мало, нужно находить механизмы для реализации этих амбиций. Не случайно мы пытаемся привлечь в город крупные международные мероприятия. Это один из способов получения дополнительных ресурсов для развития инфраструктуры. Нам это удается.
- Чем Вы занимаетесь в Совете Федерации?
- У меня должность заместителя председателя комитета. Мое направление – ЖКХ и строительство. Очень напряженное направление. За последние годы с точки зрения законодательной базы для ЖКХ и стройки произошли колоссальные изменения. Там есть и частица моего труда.
РИСКИ ПРЯМЫХ ВЫБОРОВ МЭРА
- Нужно ли возвращать прямые выборы мэра?
- У нас осталось в стране несколько городов, где такие выборы сохранились. В администрации президента, по-моему, вопрос о полном исключении прямых выборов мэров не стоит. Но основная практика сегодня – как у нас. Хорошо это или плохо? Вы же знаете, что в каждой системе есть свои плюсы и минусы.
С точки зрения ответственности перед населением: выборный глава - чувствует такую ответственность. С другой стороны, общество не застраховано, что сегодня на волне популизма на этот пост может попасть человек, который с точки зрения личностного потенциала и профессиональных способностей справиться с этой работой не в состоянии.
Техника и штат для уборки города естьФото: Алексей БУЛАТОВ
- Как раньше в Екатеринбурге готовились к новогодним праздникам?
- Раньше предприниматели принимали гораздо более активное участие. Администрации Екатеринбурга действовала достаточно жестко. Мы предлагали предпринимателям, чтобы они свои объекты приводили в нормальное состояние. Не все это нравилось, но как-то привыкли, что город должен встречать Новый год во всем убранстве.
- Как Вы планируете встретить Новый 2020 год?
- Как обычно, дома с семьей. Никаких особых изысков не будет.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Евгений Ройзман о переносе памятника Ленину, сквере на площади 1905 года и «грязи в душе». Политик и общественник намерен пойти в Госдуму, чтобы получить «серьезный ресурс» ( подробнее )
«У нас все светится!»: мэр Екатеринбурга ответил хейтерам, которые жалуются на плохое новогоднее освещение. В эфире радио «КП»-Екатеринбург [92,3FM] Александр Высокинский рассказал рецепт вкусного бутерброда и ответил на наболевшие вопросы горожан о метро, сквере и праздничной подсветке ( подробнее )
ИСТОЧНИК KP.RU
Читайте нас в городской ленте
Последние новости
Увеличение заболеваемости ОРВИ среди школьников в Сухом Логе
Медики предупреждают о росте инфекций после окончания осенних каникул.
Проверка прокуратуры в Екатеринбурге: соблюдение законодательства в сфере дорожного строительства
Прокуратура Кировского района провела инспекцию контрактов на строительство дорог.
Прокуратура Березовского требует компенсацию за травму несовершеннолетней от нападения собаки
Суд удовлетворил исковые требования прокурора о взыскании морального вреда.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований