Екатеринбургская агломерация споткнулась о генпланы муниципалитетов. Объединение претендует на федеральные миллиарды
В думах городов не желают терять влияния на генпланы Версия для печати Читайте о главном в нашем телеграм Свердловские муниципалитеты отказываются от передачи утверждения генпланов на областной уровень.
Законопроект по передаче полномочий 10 муниципалитетов, входящих в Екатеринбургскую агломерацию, в ближайшие недели рассмотрит профильный комитет Законодательного собрания. Однако заседание – в том числе ввиду щепетильности рассматриваемых вопросов – закрыто от СМИ. Как делятся депутаты, соответствующее распоряжение поступило от спикера Заксобрания Людмилы Бабушкиной.
Проект предусматривает, в частности, передачу полномочий от Ревды, Дегтярска, Среднеуральска, Первоуральска, Верхнего Дуброво, Арамиля, Сысерти, Белоярского, Полевского, Екатеринбурга. Действовавший ранее закон, по которому полномочия по утверждению генплана областного центра передавались еще в 2022 году, предлагается отменить. В целом проект направлен на синхронизацию планов развития муниципалитетов. В территориях ожидают, что следствием его станет дополнительное привлечение средств в развитие инфраструктуры.
Березовский
«В Полевском давно ставится вопрос о необходимости расширения дороги до Екатеринбурга. Крупные предприятия испытывают сложности с отправкой продукции. В одиночку муниципалитету этот вопрос не решить», – отмечает собеседник издания, близкий думе Полевского.
Подчеркивают важность агломерации и в Первоуральске. В частных беседах представители муниципалитетов делятся мнением, что передача полномочий поможет избавиться и от кадровой проблемы – в администрациях не хватает квалифицированных специалистов, – и решить этот вопрос в данном случае муниципалы надеются с помощью Минстроя, чей штат с дополнительными функционалом будет увеличен.
В Сысерти глава Дмитрий Нисковских сам выступил с инициативой передачи полномочий по согласованию генплана области. Город изначально рассматривался как туристический центр в рамках агломерации. В то же время его территории граничат с площадкой второй очереди ОЭЗ «Титановая долина», расположенной на землях Екатеринбурга и Арамиля. Эта зона активно расширяется, новые производства на ней создает «Уральский завод гражданской авиации». В 2024 году на развитие ее инфраструктуры из облбюджета будет направлено свыше 1 млрд рублей .
Впрочем, в думе Сысерти мнения о необходимости передачи полномочий по утверждению генпланов (при этом полномочий по утверждению планов землепользования и застройки остаются в территориях) ряд депутатов не поддержал.
Утверждение изменений генплана в территории зачастую проходит с рядом корректировок. На минувшей неделе местная дума отклонила изменение генплана муниципалитета, в рамках которых рассматривался вопрос о возведении мусоросортировочного комплекса и ряда иных объектов .
«Депутаты с подозрением относятся к передаче полномочий, потому что считают: генплан – это один из путей достижения своих целей предпринимателями. По моему мнению, передача противоречит ФЗ №131», – считает председатель думы Сысерти Алексей Бондарев .
Как делятся депутаты Заксобрания, инициатива передачи полномочий была поддержана не всеми муниципалитетами. Некоторые даже направляли письма с просьбой исключить их из законопроекта по разным причинам. На данный момент в документ не попали поселок Уральский, Верхняя Пышма, Березовский и Заречный.
Как пояснил замглавы поселка Уральский Владимир Терентьев , в силу того что муниципалитет имеет статус закрытого территориального образования (ЗАТО), где расположены объекты Минобороны РФ, информация о генплане не подлежит раскрытию. По этой же причине документ не публикуется.
«Практически вся земля в Уральском относится к Минобороны. Даже размещение обычной детской площадки согласовать там крайне сложно», – добавляет депутат Вячеслав Вегнер .
В думе Заречного передачу полномочий на данный момент не поддерживают, объясняя в том числе реализацией проекта строительства нового энергоблока БН-1200 Белоярской АЭС (филиал концерна «Росэнергоатом». – Прим. ред.). В следующем году, как делятся собеседники издания, необходимо в короткий срок провести серию согласований по выделению и оформлению земель под объект, а также зон для строительства жилья для рабочих. В муниципалитете эта работа уже выстроена, при переходе полномочий в областной Минстрой согласования могут затянуться.
В Верхней Пышме в течение дня в администрации на запрос издания с просьбой пояснить причины отказа от передачи полномочий не ответили. Глава Березовского Евгений Писцов и вовсе отказался комментировать этот вопрос.
Собеседники издания в Березовском связывают позицию главы с нежеланием терять контроль над застройкой муниципалитета. Так, в октябре жители городского округа высказали протесты против возведения 14,7 тыс. кв. м жилья в поселке Старопышминск компанией «Четыре сезона», руководит которой депутат Заксобрания Вячеслав Брозовский , который, к слову, выступал одним из инициаторов законопроекта по передаче полномочий.
Стоит отметить, генплан Березовского был актуализирован год назад и предусматривал развитие муниципалитета как спального района агломерации с перспективой роста населения в 2 раза (до 150 тыс. человек) к 2035 году. Также местные власти заявляли о планах проложить 2 трамвайные линии до Екатеринбурга: от Новосвердловской ТЭЦ и от улицы Проезжая на Березовском тракте, что расходилось с планами мэрии Екатеринбурга по запуску скоростного автобуса до соседнего муниципалитета через тракт.
В подобных ситуациях эксперты указывают на необходимость централизации полномочий для решения в первую очередь логистических и транспортных проблем.
«Для реализации крупных проектов строительства развязок, новых транспортных путей необходима фигура единого главного застройщика, который может решать проблемы между территориями. Без единого персонального контроля эта система не работает. И часть полномочий логично передавать на областной уровень», – считает директор центра «Аналитик» Андрей Мозолин .
Кроме того, при оформлении агломерации, указывают собеседники издания, появляется возможность привлечения средств федерального бюджета. Согласно утвержденной в 2019 году Стратегии пространственного развития, до 2025 года на создание инфраструктуры 20 наиболее перспективных региональных центров, формирующих агломерации, планировалось выделить более 650 млрд рублей. В настоящее время, как отмечают депутаты Заксобрания региона, принципиальным является оформление объединения муниципалитетов, в том числе централизация полномочий – это даст возможность заявить Екатеринбург как пилотный проект агломерации в России и привлечь за счет этого большее количество средств.
Выезд на Полевской тракт
На перспективу получения федеральной поддержки указывает и политолог Анатолий Гагарин , отмечая при этом, что финансирование, вероятно, будет растянуто во времени в связи с необходимостью юридического оформления объединения. Позиция же отдельных муниципалитетов, отказывающихся от передачи полномочий, считает эксперт, направлена на затягивание диалога, демонстрацию особой роли и получение отдельных политических и экономических выгод.
Впрочем, областные парламентарии указывают, что переговорный процесс в самом разгаре, и предварительно некоторые муниципалитеты дали согласие на передачу полномочий, но, вероятно, сделано это будет в следующем году.
«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий.
Следите за новостями «Правды УрФО» в наших соцсетях: Telegram-канале , на Дзене , в Одноклассниках и во ВКонтакте .
Фото превью: департамент информполитики Свердловской области Елена АрхиповаПоследние новости
Всемирный день борьбы со СПИДом: важность осведомлённости и поддержки
1 декабря — день, когда мы объединяем усилия в борьбе с ВИЧ и СПИДом.
День добровольца в России: празднование и значимость
Ежегодно 5 декабря россияне отмечают вклад волонтеров в общество.
Изменения в областном бюджете Свердловской области на 2024 год
Депутаты внесли поправки в закон о бюджете на ближайшие три года.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований