14 сентября - начало индикта, церковное новолетие

Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе, в Никее.

Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе, в Никее. Это было в то самое время, когда царь Константин Великий, победив Максенция, просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионы. Тогда святые отцы установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем. С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца.

Но это уже праздник не Ветхого Завета, а новой благодати. Ибо в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в себе Духа Отца, явил Себя миру и начертал закон Божий не перстом, но Своим Божественным языком и пресладкими устами, и не на каменных скрижалях, а  «на плотяных скрижалях сердца нашего» ( 2Кор.3:3 ).

В современном русском православном календаре  под 1/14 сентября значится «Начало индикта – церковное новолетие», отмечаемое в  храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») – вместе с эрой от Сотворения мира, «апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам» – был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX–XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т.  д.).

СЛОВО В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ИНДИКТА, ИЛИ НОВОГО ГОДА

В изложении святителя  Димитрия Ростовского

Царь веков, Господь Бог наш,  «положил времена или лета в своей власти»  ( Деян.1:7 ).  Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Ибо так написано в книгах Моисеевых:  «Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу»  ( Лев.23:24-31 ). Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Словом Своим, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения ( Быт.2:2-3 ;  Исх.20:11 ;  Евр.4:4 ); и как впоследствии дал и человеку заповедь:  «Шесть дней работай, в день седьмой – суббота Господу Богу твоему не делай никакого дела ты»  ( Исх.20:9-10 ), так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать от дел мирских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею,  «говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень»  ( Лев.23:39 ).

По какой же причине установлено это празднование?

В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских.

В этом месяце святой пророк Моисей сошел о горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом  ( Исх.34:29 ).

В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян ( Исх.35 ).

В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых  «Не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа».

В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год.

В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета ( 3Цар.8 ).

В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню:  «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши»  ( Лев.23:32 ).

С этого месяца начинали счет годам, особый для каждых пятидесяти лет. В то время как народ израильский вступал в обетованную землю, Господь повелел, чтобы люди особенно праздновали каждый пятидесятый год; и не только сами участвовали в этом праздновании, но и слуги и скот; даже самую землю, где поселились израильтяне, заповедано было оставлять в покое, не распахивать, не засевать, не собирать ни колосьев, ни виноградных, ни садовых плодов: все это предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам. Об этом так написано в книгах Моисеевых:  «Вострубите трубою по всей земле вашей и освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; не сейте и не жните, что само вырастет на ней, и не сжинайте ягод с необрезанных лоз ее, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые, так же поступай с виноградником твоим и маслиною твоей»  ( Лев.25:9-11 ;  Исх.23:11 ). В этот пятидесятый год прощались должникам их долги, отпускались рабы на свободу, и каждый человек особенно следил за собой, как бы не прогневать Господа каким-либо грехом, как бы не опечалить своего ближнего. То был год всепрощения и очищения от грехов. Этот пятидесятилетний круг, по повелению же Господню, разделялся на семь годовых седмин, (т.е. семь раз по семи лет) и каждый седьмой год назывался субботою или покоем. Об этом Господь через Моисея дал такое повеление:  «шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник свой, и собирай произведения их; в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай. Если скажете: «что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем сеять, ни собирать произведений наших», Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года»  ( Лев.25:3-4, 20-21 ). Все эти годы, в которые Господь установил праздничный покой и для людей и для земли, начинались, также по повелению Господню, с сентября месяца.  «И воструби», – сказал Господь, –  «год покоя в седьмой месяц»  ( Лев.25:9 ), т.е. в сентябре, так как сентябрь от марта, первого месяца от сотворения мира, есть седьмой месяц.

Последние новости

Обновление женской консультации в Красноуфимске

В рамках проекта «Бережливая поликлиника» улучшены условия для будущих мам и медперсонала.

Новые инициативы по улучшению качества жизни в городе

Власти представили план по модернизации городской инфраструктуры.

Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры

Городские власти представили планы по модернизации общественного транспорта.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Серпухове, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *