«Мы стали ближе родных»: зачем верующие пешком прошли 370 км из Екатеринбурга
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU Два раза в год Верхотурье становится духовной столицей Урала как она есть — сюда съезжаются десятки паломников из разных регионов России и ближнего зарубежья.
Если спросить у паломников, без чего нельзя идти в крестный ход, все ответят по-разному: одни не отправятся в путь без дождевика, другие — без удобной обуви и спального мешка, третьи возьмут в дорогу молитвослов, четвертым не надо ничего, кроме силы воли и веры.
Олег Морозов — руководитель крестного хода. Этой осенью он на три недели оставил работу, чтобы организовать шествие. В этом году под его началом весь маршрут прошли 50 человек, вместе с ним самим и его супругой. Всего в паломничестве участвовало больше 350 верующих.
В среднем паломники проходят по 20 км в сутки, но фактически протяженность переходов варьируется от 10 до 40 км. Ночуют в храмах, клубах, школах. Крыша над головой есть всегда, говорит Олег Морозов.
Утром после молитвы верующие собираются в путь. Тяжелые рюкзаки со спальниками, продуктами, посудой грузят в автомобиль, который сопровождает паломников всю дорогу. Его, пищу и хозяйственные мелочи на маршруте обеспечивает Фонд святой Екатерины. Машину отправляют на следующую остановку, а сами идут пешком налегке — с минимальным набором вещей и иконами.
В этом году верующие восстановили дореволюционную традицию: как в 1914-м, всю дорогу из Екатеринбурга до Верхотурья пронесли образ великомученицы Екатерины, подаренный им Фондом, и лик праведного Симеона.
«Наверное, не смогу расстаться без слез с теми, с кем прошел весь путь. Пятьдесят человек сплотились и стали ближе родных», — говорит Савелий. Пенсионер приехал в Свердловскую область из Марий-Эл. По Симеоновской тропе мужчина шел впервые и сразу во главе хода с крестом в руках. Тяжелый крест он нес в память о матери, которая в военные годы в юности работала на Урале в трудовом лагере.
Другой участник крестного хода — Василий — весь путь прошел почти на костылях. На вопрос «зачем?», ответил: «Это не передать словами. Это как воздух, который нельзя почувствовать, как первый снег, о котором не рассказать слепому. И не объяснить человеку, который не целовался, что такое первый поцелуй».
Паломников встречают по-разному: в одних деревнях жители расходятся и запирают двери. В других, наоборот, присоединяются к шествию, вместе молятся в церквях. «Даже в маленьких приходах, где два-три человека, пекут пирожки, чтобы встретить. А потом провожают еще два-три километра от села», — говорят верующие. Приютить богомольцев считается особой честью.
Последний ночлег у паломников – в Верхотурье: мест в гостиницах для желающих почтить память святого Симеона не хватает, поэтому в ночь перед богослужением верующих размещают в храме.
В Верхотурье верующие пришли к 25 сентября, когда отмечается праздник перенесения мощей святого Симеона, который жил в окрестностях города в XVII веке. Православное предание гласит, что он родился в знатной семье, но оставил все и поселился в глуши. Жил крайне скромно и незаметно: был скорняком — шил шубы за еду и ночлег, ходил в церковь. Симеон умер в 34 года, а спустя полвека гроб поднялся на поверхность. Когда его вскрыли, оказалось, что тело праведника нетленно. После этого его причиcлили к лику святых.
«День памяти святого Симеона Верхотурского — праздник не только уральской земли, а всей Русской православной церкви и вселенского православия. Это мегасвятой. Он известен и грекам, и арабам», — говорит один из гостей, епископ Гедеон, наместник Десятинного монастыря Киева (слева на первом плане).
Мощи святого находятся в Свято-Николаевской обители. Ежегодно здесь отмечаются дни памяти праведного Симеона — 25 сентября и 31 декабря. В этом году на праздник в монастырь приехали гости из разных регионов страны — Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Йошкар-Олы и других городов — и из Украины.
С утра 25 сентября в Крестовоздвиженском соборе — третьем по объему храме страны — начинается торжественная литургия. Следом за ней — крестный ход вокруг храма. После службы для паломников накрывают столы и устраивают концерт, где звучат духовные и советские песни.
Долгие годы монастырь был заброшен. В 1990-х началось восстановление обители, которое продолжается до сих пор. В масштабной реставрации участвует Фонд святой Екатерины. Организация взяла шефство не только над монастырем, но и над другими церквями: Успенским собором на ВИЗе и Николаевским храмом в селе Каменноозерское.
«Свято-Николаевский монастырь — это наша красота, наше достояние, его нужно восстанавливать. Для этого должна быть губернаторско-общественная программа, чтобы сюда выделяли средства из бюджета. Сейчас добрые люди восстанавливают этот монастырь, потому что это святыня, наш маленький уральский кремль, где все должны побывать», — говорит митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
В этом году после праздничной литургии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл вручил грамоты паломникам, которые прошли Симеоновской тропой.
Последние новости
Обновление женской консультации в Красноуфимске
В рамках проекта «Бережливая поликлиника» улучшены условия для будущих мам и медперсонала.
Новые инициативы по улучшению качества жизни в городе
Власти представили план по модернизации городской инфраструктуры.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили планы по модернизации общественного транспорта.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку