Представители Нижнетагильской епархии приняли участие в монашеской конференции в Троице-Сергиевой лавре
С 24 по 25 сентября в Свято-Троицкой Сергиевой лавре прошла международная научно-практическая конференция «Преемство монашеской традиции в современных монастырях.
С 24 по 25 сентября в Свято-Троицкой Сергиевой лавре прошла международная научно-практическая конференция «Преемство монашеской традиции в современных монастырях. Миссия монастырей в современном мире: цели, задачи, принципы построения коммуникации». По благословению епископа Нижнетагильского и Невьянского Евгения, в работе конференции приняли участие благочинный Монастырского округа Нижнетагильской епархии иеромонах Евфимий (Репьёв) и настоятель Казанского мужского монастыря иеромонах Зосима (Аленичев).
Открывая конференцию, с приветственным словом к участникам обратился председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископ Каширский Феогност. Его Высокопреосвященство передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и выраженную Его Святейшеством надежду на то, что ответы на вопросы, которые будут найдены в ходе работы конференции, помогут монастырям в организации их жизни. Владыка Феогност призвал участников к искренности и открытости. Подчеркнув важность избранной темы, Его Высокопреосвященство напомнил, что жизнь в монастырях будет развиваться, пока существует опора на монашескую традицию и предложил поделиться опытом осуществления миссии монастырей в современном мире.
Епископ Солнечногорский Алексий посвятил свой доклад теме принятия в монастырь и духовного окормления новоначальных. В ходе выступления владыка перечислил сложившиеся в Русской Православной Церкви правила принятия в монастырь и условия, препятствующие монашеству.
Иноческий путь требует от человека сугубого самоотречения, поэтому всякий, стремящийся к монашеству, должен испытать, способен ли он идти этим путем. Со своей стороны, игумен и старшая братия должны понять, имеет ли поступающий твердое произволение к монашеской жизни и необходимые качества для ее прохождения. «По словам преподобного Феодора Студита принимать просто без разбора и постригать без испытания неблагочестиво», – напомнил наместник Данилова ставропигиального монастыря Москвы. Поступление в монастырь является ответственным решением как для новоначального, так и для всего братства или сестричества, поэтому особенное значение имеет испытательный период. Епископ Алексий рассмотрел вопрос организации работы с трудниками, которая является одной из важнейших задач монастыря, указал на необходимость проведения собеседований с ними. Также владыка описал тех, кого неполезно оставлять в монастыре. Тем, кто переходит к следующей ступени, этапу послушничества, тоже предстоит испытательный период, сроком не менее трех лет, установленный ради достойной подготовки принятия монашества. Его Высокопреосвященство подробно остановился на том, насколько важно для поступающего в монастырь осознавать ответственность за свой жизненный выбор, а для игумена и старшей братии увидеть, действительно ли послушник готов отречься от мира, показывает ли на деле свое стремление к Богу, усердие к молитве, доверие к игумену, жертвенную любовь к братии и исполнение монастырского устава. Готов ли противостоять духу ропота, не подвержен ли психическим расстройствам. Ответственность за духовное окормление послушников лежит на игуменах и игумениях монастырей, которые призваны показать новоначальному красоту монашеской жизни и в дальнейшем привести к принятию пострига.
Архимандрит Феофилакт в докладе «Святоотеческое учение об отречении от мира. Исторический аспект» напомнил, что древние иноческие правила указывают на необратимый характер отречения монаха от мира, и восточная традиция характеризуется при этом большей канонической строгостью. Одновременно эта каноническая строгость требует разрешения вопроса совместимости подлинного монашества с разными видами церковной деятельности – миссионерской, благотворительной, просветительской, и этот вопрос возник рано, вероятно, уже тогда, когда монашество из пустыни стало приходить в города. В городских монастырях отречение от земных благ уже не означало полного ухода из мира, но для Церкви в целом это, несомненно, являлось благом, так как такие обители стали центрами духовного притяжения для многих тысяч людей. В то же время, как сказал отец Феофилакт, возникавшее раньше и периодически поднимающееся сейчас мнение, что стремление к полному отречению от мира ради Христа есть проявление духовного эгоизма и равнодушия к людям, – несостоятельно, так как «только обретя духовную точку опоры за пределами мира сего и укоренившись во Христе, может человек в полную меру христиански воздействовать на мир. Поэтому-то монастыри, отгородившиеся стенами от внешнего мира и будучи прежде всего очагами непрестанного молитвенного горения к Богу, вместе с тем становились и центрами благодатного воздействия вовне. Видимым образом это воздействие проявлялось и в старческом руководстве, и в миссионерстве, и в большой культурной работе, и даже в образцовом ведении хозяйства, и в благотворительности».
Игумен Варлаам в своем докладе выделил основные моменты, связанные с миссионерским служением монастырей. Первый – богослужение. Второй – долг и дар гостеприимства. Третий – то, что, в отличие от приходов, могут сделать монастыри на своей базе. «Строй монастырского богослужения должен быть образцовым, это и есть первое миссионерское свидетельство», – сказал отец Варлаам. Служба должна быть красивой, чуждой внешних эффектов, понятной (для этого целесообразно читать Евангелие и Апостол на славянском и русском, а на национальной территории должны использоваться национальные языки). Необходимо уделять внимание тому, в каких условиях находятся паломники: пусть они будут скромными, аскетическими, но достойными; за паломнической трапезой должен создаваться благоприятный «климат» (это касается и продуманного выбора для чтения вслух). Посещение монастыря, организованное гостеприимно, должно вести к отказу от «духовной нетрезвости», от «беготни по святыням», люди должны вернуться из паломничества более чистыми, более радостными, светлыми. Нужно, чтобы различные виды социального служения становились собственным направлением каждой обители – «у кого что лучше получается», – заметил игумен Варлаам. Монастырские подворья в городах – это монастырь, сознательно «вынесенный вовне», осуществляющий связь обители с внешним миром. Важно, чтобы эта связь осуществлялась в главном – в таком же особом монастырском строе богослужения, в формировании осознанного паломничества и проч.
В завершение заседания секции и всей конференции был принят итоговый документ. Участники выразили глубокую сыновнюю благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за благословение на проведение этого плодотворного монашеского форума, а также высказали слова благодарности наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Преосвященному епископу Сергиево-Посадскому Парамону и ректору Московской Духовной Академии Преосвященному епископу Звенигородскому Питириму за гостеприимство, Председателю Синодального отдела по монастырям и монашеству Высокопреосвященнейшему архиепископу Каширскому Феогносту за организацию. Игумения Иулиания поблагодарила митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия за участие в работе конференции.
Митрополит Георгий в ответном слове отметил, что эти встречи очень нужны монашеству, так как необходимо повышать дух единомыслия и согласия. Общаясь, мы понимаем, что только по книгам монашескому житию не научишься, – сказал владыка Георгий и пожелал руководителям монастырей «перенимать опыт у опытных, строить Русь Святую с помощью монашеских обителей».
Справка
В форуме приняли участие 360 монашествующих, в том числе 14 архиереев, 86 игуменов и 87 игумений и 149 насельников и насельниц монастырей из 129 епархий Русской Православной Церкви, в том числе четырех епархий Белорусского экзархата, двух епархий Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), одной епархии Казахстанского митрополичьего округа, двух епархий Среднеазиатского митрополичьего округа, двух епархий Православной Церкви Молдовы, одной епархии Латвийской Православной Церкви, двух монастырей РПЦЗ в Германии и Израиле; почетным гостем конференции стал докладчик из Сербской Православной Церкви, проректор Призренской духовной семинарии иеромонах Исидор (Ягодич).
Впервые за 6 лет проведения монашеских конференций, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на официальном сайте Синодального отдела по монастырям и монашеству «Монастырский вестник» велась прямая трансляция докладов пленарного заседания.
Статья подготовлена с использованием материалов сайта «Монастырский вестник»
Последние новости
Встреча матерей героев: забота о военнослужащих и их семьях
ЛДПР продолжает свою поддержку семей участников специальной военной операции.
Холодный фронт ожидается в Екатеринбурге 23 ноября
Синоптики прогнозируют небольшие осадки и понижение температуры.
Открытие новой тропы для активного отдыха в Ольховке
Местные жители могут наслаждаться скандинавской ходьбой и бегом на свежем воздухе.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований