Супрематический крест на Уралмаше: хроника конфликта от идеи до угроз расправы с «индейцами-сатанистами»
Фото: 66.RU Как арт-объект появился на площади Первой Пятилетки, какой смысл он несет и почему на него ополчились православные христиане — в материале 66.RU.
Художник-каллиграфутурист Покрас Лампас приехал в июле в Екатеринбург на фестиваль стрит-арта «Стенограффия», чтобы создать масштабное граффити на площади Первой Пятилетки. Он заранее изучал историю Уралмаша и развитие промышленности города, смотрел, как индустриализация тогдашнего Свердловска и архитектурные объекты района связаны с площадью, выбирал, что сделать, чтобы подчеркнуть особенность Уралмаша .
«Здесь все по визуальной части очень вяжется с искусством русского авангарда 20 века, и мне нужно было это как-то правильно переосмыслить, чтобы форма, содержание, смыслы — все объединилось в работе», — говорил он в интервью журналисту 66.RU.
Новость по теме «В искусстве я аполитичен и асоциален». Покрас Лампас — о гражданской позиции и легальном стрит-артеНа пресс-конференции перед началом фестиваля Покрас показывал эскизы работы журналистам, и тогда его спросили, не боится ли он, что верующие могут заметить изображение креста на площади и как-то возмутиться. Он ответил, что символа веры в работе нет, крест в ней — всего лишь геометрическая фигура; а потому и ополчаться здесь не на что . К тому же, арт-объект, как и другие работы на «Стенограффии», был согласован с администрацией Екатеринбурга .
Несколько дней художник вместе с волонтерами создавал масштабный рисунок на площади более 6,6 тыс. «квадратов». Для работы он выбрал фрагмент манифеста Казимира Малевича из книги «От кубизма и футуризма к супрематизму»: «Я говорю всем: бросьте любовь, бросьте эстетизм, бросьте чемоданы мудрости, ибо в новой культуре ваша мудрость смешна и ничтожна. Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски. Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Вы в сетях горизонта, как рыбы! Мы, супрематисты, — бросаем вам дорогу. Спешите! — Ибо завтра не узнаете нас».
Каллиграфию Покрас интегрировал в крест, который уже был выложен на площади плиткой . «Мы работали настолько точно, что линии, которые были там выложены красной плиткой, стали контуром форм, которые я использовал», — объяснил он.
Уничтожение супрематического крестаКогда работа была закончена, ее сняли с высоты птичьего полета , и выглядела она действительно мощно и вписывалась в облик района.
Фото: StenograffiaМенее чем через две недели после росписи коммунальщики Орджоникидзевского района решили положить асфальт поверх площади Первой Пятилетки . Они объясняли это тем, что ремонт пешеходного перехода был запланирован заранее: местные жители жаловались, что постоянно спотыкались там. Просто не успели отремонтировать до «Стенограффии».
Из-за резонанса в СМИ и возмущения горожан работы остановили практически сразу. Мэр Екатеринбурга заявил, что «Орджоникидзевский район по ушам получит», а губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев сразу осудил работу коммунальщиков: «Разбираемся, что случилось. Будем думать, как восстановить произведение, — написал он в Instagram. — Екатеринбург гордится своим уличным искусством, произошедшее — возмутительно».
Новость по теме Дорожники закатали в асфальт огромный супрематический крест, который Покрас Лампас создал на УралмашеГлава района Роман Кравченко признал, что лично поручил отремонтировать площадь, просто получилась несогласованность . В итоге никто из администрации района наказан не был, Высокинский лишь заявил, что «были сделаны выводы».
Протест против супрематического крестаТолько после того, как коммунальщики испортили арт-объект, православные активисты обратили на него внимание. Директор Музея святости Оксана Иванова публично обратилась к мэру Высокинскому и губернатору Куйвашеву с просьбой закрасить супрематический крест, потому что, во-первых, рисунок не нравится жителям района, во-вторых, смущает верующих, в-третьих, «и так весь город изрисован» .
Иванова также обратилась в областную прокуратуру с просьбой проверить работу Покраса Лампаса на «признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.26 КоАП — «Умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики». Она заявила, что художник оскорбил верующих, потому что нарисовал крест на земле рядом с храмом, и теперь главный христианский символ попирают ногами. Также творение Покраса напомнило ей о советском времени богоборчества , когда иконы использовали как половицы, сколачивали из образов парты и сундуки.
Мэр Александр Высокинский обещал журналисту 66.RU, что арт-объект на площади Первой Пятилетки восстановят, а православных активистов «успокоят» . Однако все пошло не по плану. Масла в огонь подлил протоиерей РПЦ Всеволод Чаплин, который заявил, что в этой ситуации не нужно избегать конфликта, и нужно «воинствование, святое и праведное».
Фото: Григорий Постников, 66.RUПри этом, когда начались такие обсуждения, создатель «Стенограффии» Евгений Фатеев обсудил с представителями Екатеринбургской епархии «особенности использования христианской символики в современном искусстве и перспективы взаимодействия». Тогда протоиерей Максим Миняйло отметил, что в епархии с пониманием отнеслись к арт-проекту, зная о добрых намерениях художника и организаторов фестиваля , но рекомендовали бы обсуждать подобные идеи «на берегу».
Духовник Среднеуральского женского монастыря, схиигумен Сергий, который является лидером царебожников на Урале, наоборот, раскритиковал православных , которые не выходят на протесты против креста, и представителей Церкви, которые не осудили работу художника.
Когда представители Орджоникидзевского района и «Стенограффии» договорились о том, что ремонтники закончат с ремонтом пешеходного перехода, а после этого работу Покраса Лампаса восстановят, православные собрались на «хеппенинг» в защиту символа веры.
Новость по теме Начали за любовь, кончили за агрессию. Верующие выступили против супрематического креста на УралмашеВ минувшее воскресенье православные активисты выстроились на площади, взявшись за руки, в футболках с надписями, из которых складывалась фраза: «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь» . Такой акцией они «свидетельствовали городу и миру, что такое крест, почему он имеет символическое и метафизическое значение, которое передает суть веры», заявили участники.
Началось все мирно, над площадью разносились молитвенные песнопения, на расстоянии друг от друга стояли люди с плакатами — выступали с одиночными пикетами. А потом они начали разговаривать с представителями «Стенограффии» и спорить с ними о культурной составляющей рисунка.
К прениям подключились крепкие ребята , которые назвали себя верующими жителями Уралмаша. Они заявляли, что им не нравится граффити, их возмущает попрание святого символа, и вообще в их районе «такая чернота» не нужна. Один из них заявил: если крест не будет закрашен, он сам создаст свой арт-объект «кровищей вот этих вот индейцев-сатанистов», которые разрисовали площадь.
Роман Кравченко, в разговоре с которым прозвучали эти угрозы, рассказал, что полиция проводит по этому факту проверку . Оксана Иванова позднее от агрессивных молодчиков отреклась, заявив, что «пацанчики с Уралмаша» не могут быть православными активистами.
Дальнейшая судьба супрематического крестаПокрас Лампас должен был прилететь сегодня в Екатеринбург, чтобы приступить к восстановлению рисунка, но из-за конфликта отложил свой визит . Однако объяснил, что сделал это не из-за угроз, а потому что это было бы «нелогично с точки зрения его рабочего времени»: у художника жесткий рабочий график, который и так подорвался из-за уничтожения арт-объекта коммунальщиками. Он понял, что его приезд в Екатеринбург не решил бы конфликт, а только спровоцировал бы его еще больше , восстановить работу он бы все равно не успел.
Покрас заявлял, что не хочет эскалации конфликта. «У нас достаточно опыта, экспертизы и поддержки, чтобы сделать все максимально правильно и профессионально, поэтому сейчас мы не хотим давать преждевременные заявления, — отметил художник. — Мы хотим сделать так, чтобы даже минимальный процент людей, которые там видят конфликт, его бы там не видели».
Новость по теме Покрас Лампас объяснил, почему не прилетел в Екатеринбург и что будет с крестом на Уралмаше. ГлавноеНа встрече «Стенограффии» и православной общественности в администрации Орджоникидзевского района представители фестиваля заявили, что готовы изменить рисунок так, чтобы он не напоминал крест . «У нас не стоит цель восстановить объект в первозданном виде, чтобы продолжать этот конфликт», — сказала координатор фестиваля Анна Клец.
Православные активисты настаивали на том, что арт-объект надо вообще уничтожить , потому что «мнение и чувства к ней не изменятся». Спикер гордумы Игорь Володин призывал стороны «или договариваться здесь, или идти в суд», а представитель движения «Гражданский социализм» заявил, что «площадь испоганили» бандеровскими цветами, превратили район в нью-йоркское гетто, и просил проверить, «на какие деньги рисунок делался, и не было ли там хищений».
При этом представитель «Православной молодежи» предложил вообще переосмыслить работу: «Мы ходим не по кресту Господню, не попираем его, мы опираемся на этот крест, чтобы не упасть в этот ад» , — объяснил он.
Новость по теме Верующие и «Стенограффия» полтора часа решали, что делать с крестом Покраса Лампаса. Итоги встречиВ итоге Роман Кравченко предложил вообще оставить все, как есть . «Все равно мы ничего не решим», — сказал он и предложил организаторам «Стенограффии» подумать, что делать дальше, а потом сообщить всем. Те пообещали решить, как все исправить.
Последние новости
Новый подход к лечению варикозной болезни в Екатеринбурге
Специалисты внедрили современные технологии для бесплатного лечения пациентов.
Успешная операция по эмболизации варикоцеле в Екатеринбурге
Малоинвазивная процедура открыла путь к отцовству для 35-летнего пациента.
Жительница Британии пережила семь остановок сердца из-за рака крови
Натали Форрест столкнулась с редким и тяжелым заболеванием.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией