«В школе не рассказывают, как заработать на жизнь. Мы в СЮТ этому учим»
Мастер спорта по авиамодельному спорту и тренер Сергей Тетерин — о том, как дети учатся любви к технике и как наши соперничают с иностранцами в небе.
Мастер спорта по авиамодельному спорту и тренер Сергей Тетерин — о том, как дети учатся любви к технике и как наши соперничают с иностранцами в небе.
Старшекласснику школы №28 Сергею Тетерину было 14 лет, когда он получил звание мастера спорта по авиамодельному спорту, губернаторскую, а потом и президентские премии, и устроился работать спортсменом-инструктором в Центр подготовки спортсменов по техническим видам спорта, расположенный в Каменске-Уральском. Прошло десять лет. Сегодня 24-летний Сергей учит детей в ревдинской Станции юных техников и работает еще в нескольких местах, причем, авиамоделизм в итоге привел его на завод гражданской авиации. И вот как это вышло.
Сергею 24 года, и преподает он с 14 лет — начинал со сверстников, а сейчас учит строить самолеты взрослых мужчин. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.ру «Магистр тяжелого машиностроения»— Никто бы не подумал, что я буду учить всех строить самолеты. В школе у меня были «тройки», родители только говорили: «Не дай бог выгонят тебя». Но не выгнали, — вспоминает, улыбаясь, Сергей. — Конечно, слабо учился: в последние годы был полностью поглощен самолетами, пропускал уроки, постоянно ездил на соревнования… Я приносил бумагу из Федерации авиамодельного спорта, конечно меня отпускали на соревнования. Но далеко не все признают авиамодельный спорт, к сожалению… На экзамен по физике я шел, не зная ни одной формулы. Но написал на 70 баллов. А в вузе, куда поступил, были те, кто зубрил, но сдал так же. Тут два варианта: или учить, или понимать. Математику сдал на минимум. Поступил в Уральский горный университет на машиностроение. С моим поступлением история интересная была, о ней дальше расскажу.
Сергей занимается композитными материалами, которые сейчас очень популярны в том числе в авиации: «Все наши новые самолеты, МС-21, «Сухой Суперджет», все новые самолеты сделаны по тем композитным технологиям, которые применяются в авиамоделизме», — говорит он.
После бакалавриата поступил в магистратуру, которую благополучно окончил в этом году («Сейчас я — магистр тяжелого машиностроения, могу строить буровые машины, экскаваторы, могу работать в цехе или инженером»). Для магистерского диплома проводил испытания образцов композитов, за которыми наблюдал и завкафедры, и студенты. Композиты (объясним для тех, кто не понимает) — это материалы, сделанные из двух и более разных материалов.
Вот, например, плита ДСП: это стружка и клей. Есть металлические композитные материалы на основе, алюминия или магния. У нас применяются в основном полимерные композиционные материалы — эпоксидная смола, стекловолокно, углеволокно. Во время испытаний мы с товарищем брали разные образцы композитов и в лаборатории их испытывали. Это было интересно даже университету. Диплом я защитил на отлично.Сергей говорит, что университетская жизнь оказалась интереснее школьной. Потому что учиться никто не заставляет. Не хочешь — не учись, короткий разговор.
— В кружке я поступаю так же: не хочется, не интересно — не занимайся.
«Чтобы вас взять, придется уволить пенсионера»С марта он работает на Уральском заводе гражданской авиации в Екатеринбурге мастером производственного обучения. Головной офис у завода рядом с «Кольцово», есть и еще подразделения, по которым Сергей постоянно перемещается на автомобиле (водит с 18 лет и свою машину чинит всегда тоже сам).
Но судьба едва не распорядилась так, что он должен был работать… на Уралмашзаводе и строить машины. После школы искал возможности для учебы на бюджете. Машзавод им. Калинина ему отказал, а вот Уралмашзавод отправил в УГГУ. И так ему там понравилось, что решил остаться. Через четыре года, окончив бакалавриат, приехал на предприятие трудоустраиваться, вместе с товарищем:
— Мы же по целевому поступили, учились бесплатно, еще и стипендию получали. Приехали, значит. Нам говорят: «Идите к главному технологу». А кто не знает, Уралмашзавод — это за ж.-д.-вокзалом, как целый район. Объехали его на машине, зашли через проходную, идем по заводу, всем плевать на нас. Тут кран-балки, люди что-то перевозят, мы без жилетов, без касок. Мне сразу не понравилось, разгильдяйство какое-то. Видим: идет человек в белой каске. Он сказал, что главный технолог будет только через два часа. Мы его дождались, а он нам сказал, что мест для нас у них нет. В итоге в кадрах нам сказали, что для нашего трудоустройства придется кого-то уволить. Обещали позвонить. И всё. Про нас забыли, чему я только рад. Не мое это, и я бы не хотел там задержаться.
Награды авиамоделистов в кабинете для занятий Ревдинской СЮТ. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.руСейчас у него в итоге шесть мест работы (что-то дистанционно, что-то очно): завод основной, а также — наша станция юных техников СЮТ, спортивный центр в Каменске-Уральском, несколько колледжей и профильных вузов, где читает лекции, и авиамодельный кружок в лицее, в Екатеринбурге.
— Живу в Ревде, пока с родителями. Приезжаю домой только спать. Как-то успеваю, не знаю… — говорит Сергей.
«Сколько миллиметров в метре?»Со второго курса Сергей работает в нашей СЮТ параллельно со своим учителем Вадимом Яциным, сейчас правда на полставки из-за появления основной работы на заводе. У него двадцать ребят от 7 до 16 лет. Он говорит, что детей на кружки и секции ходит очень много. Ведь технические навыки потом выльются в профессию.
— У нас же в школе не рассказывают, что надо делать, чтобы заработать на жизнь, — объясняет Сергей. — А тут у меня ребенок учится работать измерительным, ручным инструментом, токарным, сверлильным, заточным станком, а также современными станками с ЧПУ, решать технологические задачи и конструировать — они же точно не пропадут. Про себя я тоже думаю, что без работы точно не останусь. Уволюсь с завода — найду себе работу без проблем. Понимаешь, вот я прихожу в колледж, вижу расчетную квитанцию и удивляюсь: как жить на такие деньги? Я никого не осуждаю, кто держится за свои места, но думаю, что государству нужно уделять больше внимания педагогике. Если бы СЮТ достойно финансировали, это было бы мое основное место работы, и мы бы на своих планерах уже летали бы в космос.
С учениками и соперниками на Кубке России, где наши заняли весь пьедестал. Сентябрь, Нижегородская область. Фото// архив СЮТПо его словам, авиазаводу катастрофически не хватает кадров: технологов, конструкторов, рабочих, список вакансий огромный. И это большая проблема, потому что многие люди ничего не умеют делать руками и не понимают элементарных вещей:
Люди приходят с техническим высшим образованием и на смешной вопрос «Сколько миллиметров в метре» ответить не могут. Почему? Я не знаю. В ЕГЭ ли дело и только ли в нем? Я тоже сдавал ЕГЭ, но я почему-то понимаю в этом. Если сейчас привести моего ребенка из кружка на завод, он окажется сообразительнее некоторых взрослых. «Порежется — замажем зеленкой»Начав работать в СЮТ, Сергей решил брать в секцию малышей-первоклашек. Да, с ними сложно работать — как им миллиметры объяснишь? Как им ножик доверишь? Но брать их надо. Потому что если не взять, они уйдут в плавание, в хоккей, в робототехнику… И все, потеряны для авиамоделирования СЮТа.
2018 год. Сергей в рабочем кабинете. Фотографировали его для анонса набора в секцию — в первый раз. Фото// Татьяна Замятина, Ревда-инфо.руПрограмму для них, конечно, упростили.
— Приходит семилетка. Я даю ему напечатанный на бумаге самолетик, он его вырезает, мы начинаем его собирает с помощью степлера. Даем канцелярский нож: ну порежется, ну замажем зеленкой, есть аптечка. Ничего, сейчас порежется — потом научится. Как во время работы не посадить занозу об рейку, не ткнуть себя ножом? Это нереально. В карате тоже можно ногу сломать и голову разбить на баскетболе… И вот два занятия он делает самолетик из бумаги. Потом берет клей-карандаш, потом потолочную плитку, что-то еще вырезаем, и постепенно переходим к композитам, делают планеры по специальным формам с нуля. Клеим, красим, и так далее. Все сами. Разумеется, это требует вложения от родителей: все материалы покупают мамы и папы. В любой спорт, в любое хобби, нужно вкладываться. Чтобы был результат. У меня есть такие ученики, они уже мои помощники — Миша Святный, Саша Красильников и Денис Данильченко. Это мои ребята, с которыми мы в этом году объехали всю Россию. Конечно, я горжусь их достижениями.
Для работы педагогом Сергей прошел полугодовой курс переподготовки в нашем педколледже.
— В первый год работы я пошел по школам, взял с собой самолетик. «Здравствуйте, я Сергей Александрович Тетерин, веду кружок авиамоделизма». Дети видят самолетик — и приходят, им интересно, а дальше уже наша работа.
«Отправляем техничку с планерами»А как со спортом? Сначала надо объяснить.
СЮТ — это сфера образования, за нее отвечает Министерство образования. Там учат собирать модели, а соревнования проводят по желанию. Но еще есть авиамодельный спорт, и в Центре подготовки спортсменов-авиамоделистов Сергей работает уже десять лет. Эта сфера подчинена Минспорту, там сложнее, интереснее и дороже, конечно.
Кубок ЭНИКСа в Казани, 2022 год. Сергей стал победителем в классе F5D/Сн. Фото// «АС-ДОН» Федерация авиамодельного спортаЗанятия в СЮТ — бесплатные, однако родители покупают все для изготовления моделей, помогают выезжать на турниры за пределы Ревды. В декабре у нас на поле ЖБИ каждый год проходит открытое Первенство Ревды памяти Игоря Ржавитина. Летают там и дети, и их педагоги (это в авиамоделизме обязательно, чтобы держать руку на пульсе, не терять навыки). Там побеждают все, потому что их цель — мотивировать детей на дальнейшее развитие. Дальше — турнир Свердловской области, который проводят Минобразования и Дворец молодежи, это в мае. Туда уже едет сборная Ревды от имени СЮТ. Там тоже награды, тоже очень массово, под сто участников. Те, кому старше 14 лет, могут получить на этих соревнованиях губернаторскую премию (в свое время Сергей такую и получил). Также есть Всероссийская Олимпиада по авиамодельному спорту.
— Она была нынче в Челябинске, но мы на нее не ездили: было много соревнований по линии Минспорта, плюс соперничество там не слишком высокое: тем, кто далеко живет, добраться до Челябинска просто невозможно, и хоть соревнования и Всероссийские, участвуют уральцы. Модели мы возим на прицепах, на машинах, у меня есть специальный бокс. А если соревнования крупные, отправляем «техничку» — машину с прицепом, которая везет планеры, лебедки, аккумуляторы. Москва в Челябинск просто не приедет именно по этой причине.
Фото// «АС-ДОН» Федерация авиамодельного спортаНаконец, с мая по сентябрь — спортивный сезон, уже под эгидой Министерства спорта. Таким турниров примерно 15 в год. Награды: дипломы и медали. Последние соревнования были в Казани, пробные перед Чемпионатом России в следующем году. Сергей помогал их провести. И туда приехал директор предприятия-спонсора, завода «ЭНИКС», который делает беспилотники. Тоже посетовал, что не хватает кадров. И удивился, что нет подарков: пообещал, что ЧР постарается поддержать.
«Лучший результат России со времен СССР»Сергей сам летает в классе F3b. Говорит, что потеряет навыки, если будет только учить. К тому же, постоянно появляются новые модели, нужно уметь с ними работать.
В моем классе F3b проходят всего три турнира в год. Техника дорогая, сложная, в сфере образования не используется. Новый такой планер стоит около 300 000 рублей. Свою технику я не продаю (чаще всего ее судьба заканчивается ударом об землю…). Что-то покупаем сами, помогают и спонсоры Федерации авиамодельного спорта.В 14 лет он стал мастером спорта, а чтобы стать мастером спорта международного класса, нужно занять призовое место на Чемпионате Мир, но сейчас не набирается нужного количества стран участниц (нужно 30). Хотя на международные соревнования он тоже выезжал: и как юниор, и как взрослый спортсмен. Был в Голландии, Чехии, Германии, Словакии.
Фото// «АС-ДОН» Федерация авиамодельного спорта Фото// «АС-ДОН» Федерация авиамодельного спорта Фото// «АС-ДОН» Федерация авиамодельного спорта Фото// «АС-ДОН» Федерация авиамодельного спортаЧем иностранный авиамодельный спорт отличается от российского?
— Кардинально отличается оборудованием, из-за чего мы просто не можем с ними соперничать на равных. На Чемпионате мира я как-то стал 12-м: и это был лучший результат России со времени СССР. Мой класс F3b — это троеборье. Я взлетаю трижды и выполняю три упражнения. Первое —«скорость», это как «челночный бег» пролет между мнимыми плоскостями в воздухе, четыре раза туда-сюда. По скорости в этом упражнении я держу рекорд России, 12,35 секунды (150 м*4). Тут много тонкостей: нужно правильно загрузить модель, подобрать в ней центр тяжести, верно взлететь, разогнаться, выбрать нужную траекторию… База у тебя — 150 метров. Ты стоишь у одной стороны, а вторая только по твоим ощущениям: ты можешь и недолететь, и перелететь, а там судья, который следит за твоей моделью. Второе упражнение на «дальность»: за четыре минуты нужно налетать наибольшее количество ходок до базы и обратно. Ну а третье упражнение — это «продолжительность» полета. Взлетает планер на леере (специальной леске), планирует десять минут, модели без мотора, управляются за счет сервоприводов. В конце нужно сесть максимально близко к метке.
Сергей не женат, а когда я спрашиваю его, что, если будущая жена попросит его бросить спорт, улыбается: у каждого должна быть в жизни страсть, хобби, увлечение, и любимый человек сможет это принять. А еще он мечтает о собственном доме, и там (в этом нет сомнений) тоже все будет делать сам.
Валентина ПермяковаПоследние новости
Встреча матерей героев: забота о военнослужащих и их семьях
ЛДПР продолжает свою поддержку семей участников специальной военной операции.
Холодный фронт ожидается в Екатеринбурге 23 ноября
Синоптики прогнозируют небольшие осадки и понижение температуры.
Открытие новой тропы для активного отдыха в Ольховке
Местные жители могут наслаждаться скандинавской ходьбой и бегом на свежем воздухе.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией