«Днем лечила, вечером мыла полы»: врачи о низких зарплатах и подпольных криптовалютчиках в медцентре
Экс-сотрудники центра «Бонум» рассказали, что в серверной клиники была нелегальная ферма биткоинов «Бонум» — это государственное медицинское учреждение.
— С 15-го года моя зарплата стала уменьшаться, с меня сняли дежурства. В мае этого года она достигла рекордного дна — 14 тысяч. Последние три года, чтобы выжить, я, врач высшей категории, после работы в «Бонуме» ночами мыла полы в школе, — рассказывает нам терапевт Елена Цветова, бывший сотрудник екатеринбургского медицинского центра «Бонум».
Научно-практический центр «Бонум» — это государственное медицинское учреждение. «Бонум» стал известен благодаря уникальным операциям детям с врожденными челюстно-лицевыми патологиями, в народе такие патологии называют заячья губа и волчья пасть. Здесь также делают послеожоговые пластические операции детям и взрослым. Оперируют и проводят реабилитацию детям с ДЦП, наблюдают недоношенных малышей. Все это в том числе доступно бесплатно по ОМС. Центр многопрофильный и всегда считался одним из лучших в регионе, в свое время тут были собраны самые сильные специалисты: челюстно-лицевые хирурги, ортопеды, педиатры, неврологи, терапевты. Однако, сотрудники центра утверждают, что после прихода нового руководителя в 2014 году «Бонум» перестал развиваться. По их мнению, новое руководство ведет к развалу клиники, из центра уходят опытные врачи. Уходят из-за низких зарплат, из-за того, что не смогли сработаться с новым руководством.
Врач-терапевт Елена Цветова и медсестра реанимационного отделения «Бонума» Ирина Касьянова обратились в нашу редакцию. После скандала к Нижнем Тагиле, когда из Демидовской больницы уволилось сразу шесть хирургов , поднялся шум, медицинские чиновники, наконец, обратили внимание на условия работы врачей. Тогда начали обсуждать реальные зарплаты медиков, сравнивали свои зарплаты с заявленными губернатором.
Елена и Ирина уволились из «Бонума» в августе. Терапевт Елена Георгиевна проработала в «Бонуме» 19 лет. Была заведующим приемно-диагностическим отделением в хирургическом корпусе на Бардина, 9.
— В 14-м году у нас была назначена новый главврач Елена Дугина. Как только она вступила в должность, мое отделение было ликвидировано, почему — внятно не объяснили. Но я не стала уходить через сокращение, а спокойно ушла терапевтом в челюстно-лицевую хирургию, — рассказывает Елена.
По ее словам, с приходом нового руководителя, постепенно начали избавляться от специалистов, которые работали при прежнем руководстве.
— Предприятие у нас государственное, то есть у каждого есть гарантированная государством ставка. Кроме того, мы оказываем платные услуги, процент от этих услуг тоже шел в нашу зарплату. Но постепенно с 2015 года моя зарплата стала сокращаться, с меня сняли дежурства, лишили возможности вести платные приемы, часть ставки стали забирать из стимулирующей части. Моя зарплата снизилась до 22–24 тысяч в месяц, а в мае этого года она достигла рекордного дна — 14 тысяч.
Елена Георгиевна рассказывает, как три года она по вечерам после работы врачом в крупном медицинском центре идет на подработку — моет полы в школе. За это ей платят десять-одиннадцать тысяч рублей.
— Не намного меньше, чем зарплата, которую я получила в мае по ставке врача. Был период за эти три года, когда я по ночам мыла посуду. С 2015 года у меня начались вопросы к главному врачу, почему такая низкая зарплата. Администрацию это раздражало. После этого меня стали еще сильнее выживать из «Бонума».
Летом Елену Цветову сократили. Точнее сократили ее должность в отделении челюстно-лицевой хирургии, так терапевта в отделении больше не стало. Хотя есть приказ Минздрава о порядке оказания помощи пациентам пластической хирургии. В этом приказе говорится о том, что пациенту, идущему на пластическую операцию, организация обязана, если есть возможность, обязательно предоставить консультацию терапевта. Помимо помощи детям в отделении оперируют и взрослых, по ОМС, то есть бесплатно для пациента исправляют врожденные челюстно-лицевые патологии: проводят имплантации, реконструкции расщелин, коррекцию носовой перегородки, ушных раковин, послеожоговую пластику, а на коммерческой основе — делают косметические пластические операции. Но перед операцией пациента обязательно должен осмотреть терапевт.
— В течение двух лет они не имеют права брать на эту ставку никого. Но при этом пластические операции в «Бонуме» идут. А знаете, кто принимает взрослых пациентов? Педиатр! Взрослых принимает детский врач! Поясню, это важно: педиатры и терапевты в медакадемиях учатся на разных факультетах, это две разные специальности! Сейчас, как мне рассказали мои бывшие коллеги, они срочно переписывают эти журналы приема, якобы их принимали терапевты, анестезиологи. Но пациенты-то точно могут сказать, кто их именно принимал.
Сейчас Елена Георгиевна судится с «Бонумом» по поводу незаконного, по ее мнению, начисления ей зарплаты...
Вот что рассказывает бывшая коллега Елены, медсестра-анестезиолог Ирина Касьянова:
— С прошлого года зарплата начала становиться все меньше и меньше. Вместо 30 начала получать 20–22 тысячи, — рассказывает женщина. Я пошла к нашему юристу, задала несколько вопросов о зарплате, написала обращение на имя начмеда. Еще задавала неудобные вопросы, например, почему назначили старшей сестрой отделения бывшего секретаря главного врача, человека совершенно без опыта. Мне сказали: «Еще какая-то анестезистка будет совать свой нос в кадровую политику». Как-то нас, медсестер, собрал заведующий и сказал одну фразу: «Кому что-то не нравится, пусть пишут заявление». Грозил: «Я вас переведу на полставки». Я не выдержала, встала: «Вы не имеете права это сделать, мы работаем в государственном учреждении»! Мне сказали: «Заткнись». Профсоюз, который должен вставать на нашу защиту, занял трусливую позицию ни во что не вмешиваться, не защитил нас. Я поняла, что правды не добьюсь, и написала заявление об увольнении. Я не доработала до пенсии всего два года. Я, честно скажу, не хочу возвращаться в медицину. Вся эта ситуация отбила всякое желание работать, просто сломала меня.
В распоряжение редакции попал финансовый документ из этого государственного медицинского центра: квиток о зарплате одного из сотрудников «Бонума». Он занимает руководящий административный пост в «Бонуме» — заведующий одного из отделений, но, как нам пояснили, не оперирующий хирург. Его зарплата за май 420 тысяч рублей. Правда около 194 тысяч — это отпускные. Однако и оставшиеся 220 тысяч впечатляют на фоне жалоб и рассказов оперирующих хирургов о их реальных зарплатах в 60 тысяч. Наши собеседницы Елена и Ирина о зарплатах руководства не в курсе.
— Комментировать чьи-то чужие зарплаты мы не будем. Однако, наверняка они отличаются от зарплат рядовых врачей, которые не занимают административные должности, — говорят женщины. — Заведующие отделениями стоят у распределения денег. Администрация «Бонума» направляет в вышестоящие организации для отчетности, что средняя заработная плата врача у нас 82–84 тысячи. Все красиво! Видимо, выводят что-то среднее… Мы ведь не просили никаких повышений в должности, а требовали всего лишь честного и прозрачного распределения зарплаты!
— А другие сотрудники также недовольны?
— Мы общаемся с некоторыми бывшими коллегами. И знаем, что очень давят на тех врачей, которые имеют вес в научном сообществе, статус, могут создать конкуренцию главному врачу. Я могу сказать, что за полгода уволилась врач кандидат наук, которая занималась научными исследованиями и новыми технологиями, не продлили контракт с еще одним заслуженным врачом. Ушел врач ортопед, который работал с детьми, больными ДЦП. Уволился рентгенолог, у него понизили коэффициент вредности. На его место взяли совместителем врача, который появляется там ненадолго. Вся нагрузка на медсестре, но ей за это не доплачивают. Я знаю, что были обращения к министру и губернатору, но пока никакой реакции, ни ревизии, ни аудиторской проверки.
В редакцию также попало одно из обращений сотрудников «Бонума» (без подписей) к свердловскому министру здравоохранения Андрею Цветкову. Можно, конечно, списать это на сведение личных счетов или на внутренние конфликты в коллективе, но в письме приводятся конкретные цифры и факты, которые можно проверить. Например, если в 2013 году план приема поликлиники «Бонума» был 142 тысячи 33 посещения, то в 2019 план снизился до 65 800, то есть посещений стало в два раза меньше. Также в письме говорится, что «центр реабилитации детей после черепно-мозговых травм вообще не функционирует и не имеет руководителя, центр превентивной педиатрии (направление в современной медицине, сохранение здоровья за счет предупреждения развития различных заболеваний и патологий в детском возрасте. — Прим. ред .) существует номинально, руководитель центра функциональных расстройств нервной системы на грани увольнения». Еще цифры: в прошлом году из «Бонума» уволилось 100 сотрудников — врачи, сотрудники, медсестры, сотрудники отделов. Уведомление о расторжении трудового договора еще у четырех врачей с опытом и учеными степенями: два доктора и два кандидата медицинских наук. В обращении министру говорится и о том, что потеряны технологии сложных операций лица, челюсти, черепа — это все, чем когда-то славился «Бонум». Ведь эти операции были разработаны, запатентованы и внедрены именно в «Бонуме». Если раньше центр сотрудничал и обменивался опытом с зарубежными хирургами из Канады и США, то сейчас все эти связи потеряны. Научный отдел, где разрабатывались новые технологии, ликвидировали, работу Ученого совета приостановили. Сотрудники центра просят у министра помощи: не допустить развала центра.
«Сейчас потихоньку разрушат «Бонум», а потом выкупят!»
Мы связались с одним из основателей «Бонума» Владимиром Виссарионовым. Это пластический хирург с мировым именем. Московский профессор Виссарионов еще в 90-е годы внедрял в «Бонуме» новые технологии, оперировал, спасая детей с серьезными патологиями, фактически создавал им новые лица. Доктор медицинских наук, лауреат международной премии «Оливер» «За гуманизм сердца». Последний раз он приезжал на 25-летие «Бонума», когда только сменился руководитель центра. Он знает, что происходит в екатеринбургском центре со слов своих бывших коллег.
— Я продолжаю общаться с некоторыми врачами «Бонума», например, с бывшим главврачом Светланой Александровной Блохиной (заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор. — Прим. ред. ), — рассказал E1.RU Владимир Алексеевич. — После назначения нового руководителя ее оставили в «Бонуме» консультантом. Но при этом ее мнение, как врача и ученого, игнорируют. Это хорошо, когда ставят молодых специалистов, но рядом с ними должны быть опытные. Вместе они бы горы свернули, «Бонум» бы снова гремел по всей России! Когда-то некоторые наши операции были даже более эффективны, чем в США. Зарубежные делегации приезжали в «Бонум». И мы пользовались и их опытом. Это нормально, когда шло взаимное обогащение. Да, хирурги сейчас еще остались. Но в коллективе, насколько мне известно, не очень спокойно. К тому же, если в «Бонуме» не будет вестись научная деятельность, а работа Ученого совета сейчас приостановлена, то не будет новых разработок. На том старом багаже, на прежнем опыте сегодня далеко не уедешь. Сейчас каждый день внедряются новые технологии. Это будет развал! У меня такое впечатление, что «Бонум» сейчас потихоньку разрушат, а потом выкупят! Видимо, единственный способ обратить внимание на проблемы центра — это сделать так, как нижнетагильские хирурги.
«Время и требования сейчас другие»
— Все это я считаю сведением личных счетов со мной. Эмоции, обида со стороны бывших сотрудников. К настоящему положению дел в «Бонуме» это не имеет никакого отношения, — прокомментировала ситуацию главный врач медицинского центра Елена Дугина. —Действительно, работа ученого совета была приостановлена летом. Это обычная практика. В данный момент она возобновлена, именно сегодня заседание ученого совета. Мы по-прежнему проводим научно-практические конференции с зарубежными делегациями для обмена опытом. Что касается зарплаты, то все вполне справедливо. Зарплата вместе с отпускными по заслугам очень высокая, поскольку это правда хорошие специалисты. Начисляется она в соответствии с законом. Ведь мы оказываем высокотехнологичную медицинскую помощь. Непонимание со стороны некоторых сотрудников коллектива связано с тем, что это все-таки возрастные сотрудники. Время и требования сейчас другие. Они не могут приспособиться и принять новые условия работы. Никакого официального обращения на имя министра не было. И нельзя сравнивать эту ситуацию, с ситуацией в Нижнем Тагиле, когда врачи по-честному, открыто, ни от кого не скрываясь, заявили о проблемах, не прячась за анонимные обращения в прессу. Что касается биткоинов, конечно, это было сделано тайно, без ведома руководства. Ферма еще не начала работать, мы вовремя вскрыли это. Сотрудникам, которые причастны к этому, были применены дисциплинарные взыскания.
«Растут зарплата и объемы помощи»
Мы попросили Минздрав Свердловской области прокомментировать данное обращение министру и вообще ситуацию в центре. Публикуем ответ дословно.
— ГАУЗ СО «МКМЦ «Бонум»» многопрофильное учреждение здравоохранения, подведомственное Министерству здравоохранения Свердловской области, оказывает специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь детям жителям Свердловской области и других территорий в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность (по профилям: челюстно-лицевая хирургия; оториноларингология, в том числе кохлеарная имплантация; офтальмология; педиатрия; неврология и пр.) в соответствии с ежегодно утверждаемыми объемами государственного задания за счет средств ОМС и бюджета. В настоящее время коллектив полностью укомплектован высокопрофессиональными специалистами, среди которых 40 имеют ученые степени; высшую категорию имеют 36% врачей и 62% СМП (средний медперсонал. — Прим. ред .). На протяжении последних лет в приоритете работы является принцип расширения перечня и объемов бесплатной высокотехнологичной специализированной медицинской помощи детям Свердловской области и других регионов, с каждым годом увеличиваются объемы медицинской помощи детям с тяжелой инвалидизирующей патологией (в 2014 г. состояли на учете — 9430 детей, а в 2019 — 15 800 детей), произошли существенные улучшения в финансовом плане: наблюдается рост консолидированного бюджета в 1,5 раза за счет бюджетного финансирования, узнаваемости учреждения и оказания медицинской помощи на федеральном уровне. Отсутствует просроченная кредиторская задолженность, растет и превышает плановые показатели «Дорожная карта» заработной платы медицинских работников. Функциональные специализированные центры, созданные на базе ГАУЗ СО «МКМЦ «Бонум»», осуществляют организационно-методическую работу по организации оказания медицинской помощи детям с профильными заболеваниями в структурных подразделениях (хирургический стационар, отделения восстановительного лечения и поликлиника) и взаимодействию с медицинскими организациями первичного звена (принцип преемственности и непрерывности оказания медицинской помощи детям с профильными заболеваниями), для чего организуются сеансы телеконсультирования и выездные консультации специалистов в отдаленные районы области. Активно развивается деятельность центра в научной сфере: сотрудничество с кафедрами УГМУ и УрФУ и Свердловским областным медицинским колледжем; увеличение числа обучающихся, подготовленных при участии наших специалистов, и количества совместных со студентами публикаций. В стенах учреждения ежегодно проводятся научно-практические конференции с участием специалистов из других государств, а специалисты принимают участие в международных конференциях, проводимых для медицинского сообщества, в 2020 году уже запланировано проведение очередного этапа международной акции «Лицом к лицу» с участием хирургов США и Канады. По итогам 2018 года ГАУЗ СО «МКМЦ «Бонум»» вошел в число лауреатов Национального конкурса «Лучшие учреждения здравоохранения Российской Федерации — 2018». 21 июня 2019 года Многопрофильный клинический медицинский центр «Бонум» награжден Почётным дипломом Губернатора Свердловской области.
Мы уже рассказывали об уникальной работе хирургов центра «Бонум»: это история Саши из Екатеринбурга . Он родился с челюстно-лицевыми патологиями: заячья губа и волчья пасть. В роддоме пригорода Екатеринбурга медики предлагали написать отказ от ребенка. Внешне это выглядело пугающе. Но все оказалось не так страшно. Хирург «Бонума» Александр Леонов сделал мальчику несколько операций, на лице не осталось никаких следов патологии, сейчас он школьник.
Текст: Елена ПАНКРАТЬЕВА
Последние новости
Подготовка к зиме в Свердловской области
Губернатор представил стратегию для обеспечения комфортной зимы.
Увеличение выплат для детей-сирот в Свердловской области
Правительство региона принимает меры для улучшения условий жизни детей, оставшихся без родителей.
Екатеринбург приступает к решению проблемы с наводнениями
Власти города выделили 288 миллионов рублей на устранение причин затопления.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку