Подходы и этапы маркетингового планирования
В современных условиях, когда рынок находится в сложном состоянии и имеет высокую конкурентность, планирование маркетинговой деятельности компании не менее важно, чем производственный и финансовый планы. Маркетинговый план является ключевым инструментом для достижения целей бизнеса, и помогает приблизить желаемый результат. Если же план отсутствует, это приводит к хаотичным действиям, что неизбежно заканчивается неудачей, также как и приведет к неэффективному использованию ресурсов.
В идеале маркетинговый план должен включать комплексный анализ текущего состояния дел, формулировку целей бизнеса, пошаговое руководство будущих шагов, предполагаемый бюджет, потенциальные риски и запасной план действий. Однако не менее важно установить временные рамки и ответственных лиц по каждому пункту. Благодаря правильно разработанной стратегии, можно понять, как устроен и как работает бизнес, обозначить его сильные и слабые стороны, выявить потенциальные и реальные проблемы, спрогнозировать результаты и сократить риски.
Тем не менее, маркетинговый план не будет работать без определенной цели. Она должна быть конкретной и достижимой в определенный срок. Например, целым можно поставить увеличение среднего чека на 2000 рублей до сентября. Стоит также учитывать, что маркетинговый план может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от двух до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до семи лет).
Следует отметить, что даже при разработке стратегии на длительное время, необходимо предусмотреть возможность подстройки под новые обстоятельства, поскольку информация имеет свойство терять свою актуальность. Еще одним недостатком маркетингового плана является необходимость расходов на его разработку. Однако, несмотря на эти минусы, составление плана помогает более четко сформулировать цели компании, способствует повышению ее прибыли и конкурентоспособности.
Компанию, которая предоставляет услуги по разработке маркетинговых планов, можно найти через поиск в Интернете.
Существует множество видов маркетинговых планов. Один из наиболее простых и популярных – маркетинговый план, разработанный Келли Одел. Эта модель сочетает комплекс маркетинга 4P (Product (продукт), Price (цена), Promotion (продвижение), Place (место продажи)) и методику 5W (What? (что), Who? (кто), Why? (почему), When? (когда), Where? (где)). На основе этой модели разрабатывается таблица из четырех строк и шести столбцов, которая может использоваться в качестве инструмента наглядности для оценки текущей ситуации и определения путей развития компании.
Более универсальной моделью является SOSTAC, разработанная маркетологом Полом Смитом. Эта модель может применяться в различных сегментах и успешно применяется как для крупного, так и для малого бизнеса. Она включает следующие блоки: Situational Analysis, Objectives, Strategy, Tactics, Action, Control.
Еще одна популярная модель – Лестница Ханта. Она основана на разделении потенциальных покупателей по степени их осведомленности о бренде и его продуктах. Эта модель включает несколько ступеней, каждая из которых соответствует определенной группе потенциальных клиентов, и для каждой ступени предусмотрены различные инструменты воздействия.
Составление маркетингового плана позволяет минимизировать ошибки и сократить издержки при ведении бизнеса. Важно рассматривать МП совместно с руководством, финансистами, отделами развития и продаж и другими подразделениями компании, так как разработка МП оказывает влияние и на другие функциональные стратегии. Для разработки маркетингового плана рекомендуется обращаться к компании с положительной репутацией, имеющей значительный опыт в данной сфере.
Как сформировать маркетинговый план: поэтапное руководство
Понимание модели и структуры маркетингового плана – первый шаг к разработке полноценной маркетинговой стратегии. Определите, какие аспекты будут затронуты при анализе: рынок в целом или отдельные его сегменты, текущие или потенциальные конкуренты, точки продаж, цены, потребители, и так далее.
Проведение анализа ситуации охватывает несколько ключевых аспектов:
1. Tекущее положение компании – SWOT-анализ по четырем направлениям: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.
2. Ситуация на рынке – какова конъюнктура, как воспринимается бренд компании, каковы перспективы конкурентов.
3. Анализ конкурентов – более подробный обзор деятельности конкурентов, репутации, положения на рынке, за что ими ценятся, что ими не особенно привлекательно.
4. Каналы привлечения потребителей – в частности, изучение того, что работало и не работало в прошлом.
5. Риски – выявление ситуаций, которые могут угрожать бизнесу, и их минимизация.
6. Целевая аудитория – профиль целевой аудитории, включая ее предпочтения, потребности, интересы, возраст, доход, плюс портрет обновляется по мере необходимости каждый год.
Стоимость подготовки маркетингового плана будет рассчитана индивидуально, учитывая особенности компании.
Постановка целей – второй шаг к разработке маркетинговой стратегии. Определите, что компании необходимо в настоящем или будущем, какие задачи должен решить маркетинговый план: привлечение клиентов, увеличение среднего чека, расширение ассортимента товаров, запуск нового продукта и так далее. Цели должны быть конкретными и желательно измеряться в цифрах: сколько нужно привлечь подписчиков, какой ежемесячный доход компания должна получить, какие затраты требуется сократить и другие параметры.
Разработка стратегий – третий шаг к разработке маркетинговой стратегии. Необходимо разработать действенные стратегии и задачи, которые соответствуют целям бизнеса. Например, для увеличения лояльности к бренду можно изменить логистику для быстрой доставки заказов, а для увеличения объема заказов можно изменить график работы и так далее. На этом этапе необходимо назначить ответственных, установить сроки реализации задач, определить ключевые показатели эффективности (KPI) и рассмотреть бюджет.
Необходимо планировать реализацию маркетинговых задач, ответив на следующие вопросы: как будем выполнять задачи? Какие маркетинговые инструменты будем использовать? Например, для привлечения аудитории можно провести конкурс в социальных сетях или рассылку с информацией о новом продукте.
Анализ и корректировка – последний шаг к разработке маркетинговой стратегии. Маркетинговый план необходимо постоянно корректировать в зависимости от изменений на рынке. Контролируйте результаты для внесения изменений в маркетинговый план, если аудитория изменилась или появился новый серьезный конкурент. Обратиться за помощью в разработке маркетинговой стратегии можно в специализированных консалтинговых компаниях. Однако следует помнить, что неправильный маркетинговый план может привести к значительным потерям и даже к банкротству.
Как упростить задачу по маркетинговому планированию? Сегодня процесс маркетингового планирования можно передать в руки штатного маркетолога или пригласить специалиста со стороны. Однако найти компетентных сотрудников в штате компании не всегда получается. В таком случае, остается только обратиться в специализированные организации, которые предложат маркетинговый план под ключ. Но важно правильно выбрать исполнителя и ориентироваться на его опыт, профессионализм и репутацию.
На рынке компаний, предлагающих услуги в области маркетингового планирования, есть довольно много игроков. Одним из них является «КСК ГРУПП», занимающая уверенную позицию в сфере консалтинга и разработки маркетинговых стратегий для российских компаний. Ее команда создала более 5000 успешных маркетинговых стратегий и насчитывает более 1000 постоянных клиентов. За разработку маркетинговых стратегий отвечают высококвалифицированные специалисты, готовые предложить эффективные решения.
Например, один из клиентов компании, занимающийся производством и дистрибуцией алкоголя, обратился к экспертам с проблемой доверия к данным в отчетах региональных дистрибьюторов, которые не внушали руководителю компании доверия. Ведущие консультанты провели исследование и разработали новую маркетинговую стратегию, цель которой была увеличить прибыль. В ходе выполнения проекта были сделаны корректировки в ассортименте и ценах на продукцию. В итоге, благодаря проделанной работе, компания увеличила свою прибыль на 20% всего за шесть месяцев.
Система работы «КСК ГРУПП» заключается в следующем: специалисты анализируют проблему после обращения клиента, затем проект обсуждается с клиентом или его представителем, после чего заключается договор и приступает к реализации проекта, находя наилучшее решение.
Стоит отметить, что компания «КСК ГРУПП» уже 28 лет специализируется на комплексном консалтинге и в ее команду входят более 15 экспертных компаний, работающих по единым стандартам и способных решать любые задачи по развитию бизнеса. По всем вопросам обращайтесь к ООО «КСК» по ИНН — 7725685410, ОГРН — 1107746010052, или к ООО «КСК АУДИТ» по ИНН — 7725546209, ОГРН — 1057747830337.
Фото: freepik.com