Обучение и развитие персонала в организации

Обучение и развитие персонала в организации

Сегодня профессиональные навыки каждого сотрудника не всегда могут соответствовать потребностям компании при выполнении текущих задач. Конкурентная среда постоянно изменяется и требует новых знаний и навыков, поэтому успех бизнеса во многом зависит от способностей персонала к обучению и саморазвитию.

Теперь рассмотрим главные принципы, на которых базируется работа "кузницы кадров", и перейдем непосредственно к методам их реализации.

Развитие персонала является важным компонентом успешной работы организации. Оно осуществляется путем адаптации и обучения сотрудников.

Адаптация направлена на ознакомление новых сотрудников с правилами и нормами компании, а также конкретного подразделения. Ее нужно проводить как новым сотрудникам, так и тем, кто переводится в другой отдел или филиал. Однако уровень профессионализма сотрудника в начале и конце адаптации изменяется незначительно, поэтому лучше повышать уровень тех, кто уже работает в компании.

Обучение направлено на расширение профессиональных компетенций, и может быть как плановым, так и неожиданным. За обучение отвечают специалисты HR-отдела или учебного отдела крупных компаний. Для организации обучения необходимо выявить потребность в нем, используя, например, аудит личного дела сотрудника, анализ деятельности за испытательный срок, сбор заявок на обучение, аттестацию сотрудников.

Обучение можно организовать внутрифирменно или внешне. Внутрифирменное обучение организуется при наличии отдела обучения и развития персонала, либо наличии авторитетных профессионалов внутри компании. Оно позволяет безотрывно от производства повышать квалификацию сотрудников, но не дает возможности получения новых идей и методов. Внешнее обучение направлено на получение новых знаний и навыков у специалистов-преподавателей, но зачастую более затратно для компании, чем внутрифирменное.

Выбор формы обучения зависит от концепции обучения сотрудников, которую хочет реализовать руководство, от отталкивающих факторов и от стратегической цели, которую хочет достичь компания.

Например, если компания выходит на новый рынок и нужно повысить уровень владения английским языком, то концепция специализированного внутрифирменного обучения может быть реализована для сотрудников разного уровня владения языком. Обучение, ориентированное на личность, может быть организовано для сотрудников, которые не имеют опыта владения английским языком. Многопрофильное обучение может быть реализовано для тех, кто должен улучшить разговорные навыки с применением профессиональной лексики.

Обучение персонала - важный процесс, от которого зависит как качество работы, так и уровень развития компании в целом. Как правило, проводится внутри фирмы или во внешней среде.

В зависимости от выбранной формы обучения, внутренней или внешней, определяется и метод обучения. Рассмотрим основные методы, которые использует множество компаний:

Внутри фирмы:

  • Инструктаж. Это общее знакомство нового сотрудника с работой: оборудованием, мерами технической безопасности и т.д. Инструктаж обязателен и проводится в необходимой форме.
  • Ротация. Временная замена сотрудника в другом подразделении для получения нового опыта и профессиональных навыков. Например, можно поработать в успешном филиале компании, чтобы перенять практический опыт и внедрить его в своем подразделении.
  • Наставничество. Работа под наблюдением более опытного сотрудника. В Великобритании наиболее распространена эта форма наставничества, что называют buddying, или от английского buddy, что означает друг. Это равноправное общение и обмен знаниями между наставником и его подопечным. Наставниками обычно становятся амбициозные сотрудники, желающие поделиться своим профессиональным опытом и улучшить свои карьерные перспективы.
  • Shadowing. Этот метод используется компаниями, которые сотрудничают с университетами и колледжами, отбирая студентов при окончании для работы в своих организациях. Студентам последних курсов предлагается провести один или несколько рабочих дней рядом со специалистом в режиме его "тени". Это дешевый и эффективный метод, который позволяет познакомить студента с профессией в реальных условиях и определить, нравится ему данная профессия или нет.

Вне фирмы:

  • Курсы повышения квалификации и тренинги. Этот метод включает лекции, семинары, деловые игры и обсуждение новых кейсов. Может быть как дистанционным, так и модульным. Единственный недостаток - высокие затраты при низкой мотивации обучаемых, которые считают такой тип обучения формальным.
  • Самообучение. Каждый специалист должен сам постоянно обучаться: читать специальную литературу, участвовать в вебинарах, общаться на специальных форумах. Однако, на практике это делает далеко не каждый.
  • Конференции. Это мероприятия по обмену опытом и налаживанию деловых связей. Хорошо сказываются на имидже компании в целом и укрепляют деловые связи между сотрудниками.

Внутри и вне фирмы:

  • Secondment. Это разновидность ротации, позволяющая сотруднику получить опыт не только в другом департаменте своей фирмы, но и в другой компании. Например, менеджеров компании могут отправить в благотворительный фонд, чтобы они переняли отдельные методы работы над проектами. В России такой метод практически не распространен, а в Европе используется очень активно.

Важно выбирать и чередовать различные методы обучения в зависимости от текущей ситуации, что возможно только при наличии системы развития персонала.

Система развития персонала является неотъемлемой частью профессионального роста работников, а также повышения их компетенций. Эта система включает в себя несколько ключевых элементов:

  • Оценка уровня профессионализма и личных качеств сотрудников, определение тех моментов, в которых требуется усовершенствование путем обучения.
  • Мотивация работников к обучению.
  • Выбор наиболее эффективных подходов и методов обучения, которые позволят лучше усвоить необходимые знания.
  • Организация обучения и контрольные мероприятия.
  • Анализ результатов для дальнейшей работы с персоналом.

Кроме того, обратная связь от работников является важным элементом для совершенствования системы развития персонала.

Необходимо отметить, что обучение одного сотрудника может потребовать достаточно большого числа контактов внутри компании, а создание системы развития персонала требует идеальной коммуникации между HR-отделом или отделом обучения, руководителями и сотрудниками. Хорошие взаимоотношения между работниками и компанией мотивируют персонал на успешное обучение и повышение своего профессионального уровня. Важно также, чтобы обучение было реализовано с помощью эффективных методов, которые сочетают в себе участие различных людей и использование многофункциональных инструментов.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *